Читаем — Бытие 11:26-32 :
и далее Бытие 12:1-5 :
Порядок изложения событий в Писаниях соответствует правилам художественной литературы — если одно событие излагается после другого, это не означает, что оно произошло позже по времени — Бытие 11:32 :
и далее — Бытие 12:1 :
— после выхода Авраама из Харрана отец прожил еще 60 лет.
Это все, что Пятикнижие сообщает нам об обстоятельствах выхода Авраама. Ничего не сказано о мотивах отца — почему он решил покинуть Месопотамию? Не сказано о взаимоотношениях в семье — почему Авраам с семьей пошел с отцом, а Нахор и его семья осталась?
Выход из Ура описан как инициатива и решение Фарры, а не Авраама (11:31) И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
Этот лаконичный отрывок — все, что множество поколений имели в распоряжении, все что они знали о начале истории их прародителя. И только после заключения Нового завета и начала церкви Дух через Стефана решил дописать эту старую историю — Деяния 7:2-4 :
Писание не противоречит само себе, а значит мы получаем новые подробности хорошо знакомой истории, проливающих новый свет на нее:
Деяния 7, 2-й стих — отношения Бога с Авраамом начались еще в Месопотамии, дома. Бытие 12:1-4 — этот отрывок очень похож на Марк 1:16-18 – и там и тут, услышав призыв, не раздумывая, пошли.
Для сравнения — вспомним явление Господа Моисею и Гедеону — потребовались уговоры и знамения, чтобы ободрить их и дать им смелость идти и исполнять порученное. Теперь понятна решимость Авраама — как и для апостолов — этот призыв раздался не от Того, Кто пришел к нему в первый раз. Иисус уже был другом Симона и Андрея в момент призыва, Авраам тоже успел построить отношения с Господом, настолько близкие, что сразу собрался и пошел, не потребовав знамений и гарантий.
Но тут интересный момент — Деяния 7:3 – еще, будучи дома, он услышал призыв выйти. Но, как видим — он не вышел из Месопотамии. 4-й стих — тут выход отца и Авраама освещается уже как выход Авраама в ответ на призыв. Как увязать эти новые откровения с уже знакомой историей? Мы сталкиваемся с той ситуацией, когда не обойтись без истолкования.
Подсказкой служит поведение сына и внуков Нахора, оставшегося в свое время в Уре, Вафуила, Ревекки и Лавана. Когда слуга Авраама в поисках жены для Исаака пришел в Месопотамию, он чудесным образом попадает к ним в дом. Бытие 24:26-27 :
и далее Бытие 24:49-51 :
Можно сделать предположение, что Авраам не скрывал от отца и брата своих откровений, они были в курсе происходящего. То, что Авраам не вышел сам из Ура, вряд ли связано с тем, что его не пускал отец — ушел же он позже из Харрана, оставив отца по слову Господа. Скорее всего, проблема была в нем самом — он не решался покинуть родину и идти неизвестно куда.
Потребовалось время, возможно, Господь повлиял на отца через открытость Авраама в семье, и отец сам принял решение выйти из Месопотамии. После того как Фарра озвучил в семье свое решение, Авраам понял, что у него нет выбора теперь — он должен идти с отцом. Поэтому в Бытии 11 выход из Ура описан как инициатива Фарры.
Нахор решил остаться дома — сделал свой выбор. Очевидно, что в его семье и сын Вафуил, и внуки Лаван с Ревеккой были в курсе этой истории — этим объясняется то, как с полуслова они поняли раба и его ситуацию, когда он пересказал все в доме у него.
Реакция Вафуила и Лавана — реакция людей не со стороны, а тех, кто «в теме». Интересно, что позиция Нахора определила духовную позицию его наследников — они знают о движении Бога, но не испытывают желания стать его частью, предпочитая смотреть со стороны. Хотя призыв был обращен только к Аврааму, но тем самым у всех членов семейства появилась возможность присоединиться — ведь Господь не запретил ему брать с собой тех, кто захочет.
Нахор отказался идти. Отец пошел, но потом изменил решение и остался в Харране. Только Лот пошел с Авраамом до конца, дойдя до обещанной земли. Этот поступок определил все его будущее — несмотря на духовные слабости, компромиссы и уступки греху в дальнейшем, в конце концов Лот назван праведником — 2 Петра 2:6-8 :
С самого начала отношений с людьми и до наших дней Господь дает выбор, как отреагировать на Его слова и призывы, кому Он обратился лично и через Писание (Всем, кто прочитал призыв из Библии и принял Его как призыв Господа лично к себе).
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Хм, кто б мог подумать =) Ваши слова меня заставили задуматься =)
Миша, спасибо за предоставленные уроки, которые тебе открылись — глубокие, многогранные, не привязанные ни к каким «течениям«.
Для нас поддержка в вере и в том, что даже патриархи, разговаривавшие с Господом лично, имели обычные человеческие страхи, но на призыв Господа реагировали праведно.
автор: Александр Доманов
• Об авторе >
• Все публикации Александра Доманова >