Наверное, только к книге Откровений Иоанна христиане всех конфессий относятся с такой же осторожностью, как к книге Песни Песней. Не побоюсь предположить, что в Песни Песней заглядывают еще реже, чем в Откровение — как в личном изучении Писаний, так и в публичных проповедях. Между тем все согласны, что эта книга — такая же часть Библии, как и все остальные.
• Одна из основных причин, вызывающих настороженное отношение к ней — эротическая взрывчатость ее текстов, где сексуальные смыслы отчетливо прочитываются даже сквозь сложные метафорические конструкции ее монологов. По силе своей откровенности Песни Песней стоят в одном ряду с эротичесими описаниями «1001 ночи» и персоязычной лирикой Востока.
• То, что в каноническом переводе Библии все ссылки в Песнях Песней относятся к самим же Песням, и ни к каким другим книгам Библии, очень явно выдает ту настороженность, которая всегда существовала по отношению к этой книге, при том, что ее боговдохновленность не оспаривалась.
Принятая трактовка книги как иносказательного описания союза Бога с избранным народом (книжники) или как поэмы о любовном союзе Христа с церковью (Ориген) абсолютно истинна. Но этот замысел все равно оставляет в недоумении перед мощным арсеналом художественных средств, примененным в тексте, использующимся для описания именно физической стороны этих взаимоотношений, пусть и в образной форме.
• Именно наглядность и яркость образов книги во все времена вызывала смущение и недоумение верующих и создавала (и продолжает создавать) определенную дистанцию между собой и читателем.
• Наверное, нет более яркого доказательства того, что секс не являлся запретным плодом Эдемского сада, чем Песни Песней. Грех извратил и загрязнил физические отношения между полами, но эта книга — гимн их как духовной, так и физической стороне.
• И более того — неявный сначала духовный смысл выявляется именно через яркие описания физической стороны отношений. В этой книге очень ярко видна такая особенность Писаний, как нелюбовь к анализу, к разложению целого на части — тут все сплошной синтез, органичная цельность — попробуйте в Песнях отделить друг от друга духовное и физическое! Одно через другое, с помощью другого и никак по-другому.
Только Дух мог прибегнуть к такому смелому приему. Но это не делает эту книгу Библии чем-то исключительным среди остальных — скорее, Песни Песней есть наиболее эмоционально-чувственная иллюстрация той темы, которая звучит во всех книгах Библии — мысли о том, что Господь сравнивает Свои отношения со своими людьми с отношениями мужа и жены, с реальным земным браком.
• Тема законности, торжественности, чистоты и праздничности этого брачного союза противоставлялась теме беспорядочных, случайных и преступных сексуальных связей богов с людьми в других религиях.
• Никакой другой образ не смог бы передать ту степень близости и интимности, которую предлагает Господь каждому верующему в личных отношениях с собой. Извращенный взгляд на физическую сторону отношений, сформированный у всех нас окружающим миром с детства, пытается отторгнуть это сравнение.
• Приходится через усилие над собой принимать его и размышлять над ним с помощью молитвы и изучения Слова, чтобы освободить мышление от грязи и извращенных смыслов, навязанных нашему уму, и пробиться к той чистоте и глубине, которые Дух заложил в данный текст.
Крайняя образная насыщенность небольшой по объему книги делает ее ценной как в практическом, так и в теологическом плане, благодаря художественной емкости образов, позволяя извлекать из них как практический, так и духовный аспект.
• В поэме отчетливо прослеживается лирический сюжет (знакомство, влюбленность, близость) за которым стоит реальный факт отношений двух конкретных людей, но благодаря художественному и духовному осмыслению, эта история превращается в произведение, по форме родственное песни Моисея (Второзаконие 32), т.е. учение в виде песни.
• И там и тут история о взаимоотношениях излагается в виде лирической песни — очень понятная и естественная форма. Но при этом читатель или слушатель отчетливо ощущает, что все красоты изложения — лишь способ донести очень серьезные и важные откровения.
• Господь не боится силы эмоционального воздействия своих образов, видя в нем не помеху для духовного понимания своих откровений, а наоборот, необходимый инструмент для этого. Бог полон чувств, но его эмоции никогда не берут над ним верх и Он не боится открыто выражать свои чувства в текстах — они всегда послушно исполняют его замыслы.
(В этом отличие Господа от нас — наша несовершенная натура учит нас не доверять чувствам и с осторожностью относиться к чересчур эмоциональным высказываниям, как своим, так и чужим).
Для лирического повествования не обязательны законы прозаического изложения — поэтому история взаимоотношений в Песнях Песней изложена фрагментарно, с частыми логическими разрывами в связности изложения. Лирическая форма допускает все эти вольности. Это именно песня, а не рассказ или повесть.
• Вот примерный сюжет песни, если собрать его из лирических фрагментов, его основные темы:
1) Момент знакомства — 1:4-7, 8:1-2
2) Описание взаимной влюбленности — 2:8-17, 4:1-16. Особенности восприятия влюбленными друг друга: 5:1, 7:2-9 — прагматичное у мужчины, 1:11-13, 5:10-16 — эмоциональное у женщины
3) активная роль обоих, не только мужчины, но и женщины, в отношениях — 3:1-4, 4:16, 7:12-14
4) бракосочетание сторон — 6:8-10, 3:6-11
5) достижение долгожданной близости — 5:2-5, 2:3-7, 6:2-3, 8:5-6
6) первый конфликт (испытание отношений) — 5:6-8
Видимо, Соломона на создание поэмы вдохновило творчество сынов Корея, а именно псалом 44, по теме и настроению являющийся словно предысторией к Песням Песней (Пс 44:1-3, 10-16):
Тема романтической влюбленности Царя в свою невесту (свой народ) — настолько невероятна и грандиозна по замыслу, что не могла не вызвать к жизни подобные произведения.
Но все, что заложено в них — лишь крайняя эмоциональная степень выражения той темы, что изначально присутствует в Божьем послании, начиная с Пятикнижия, продолжаясь через пророков и псалмы и с новой силой зазвучавшая в Новом Завете. Не зря первое чудо совершено Иисусом на свадьбе.
И не зря Павел сравнивает в послании к Ефесянам отношения мужа и жены с отношениями Христа и церкви — Еф. 5:25-27 , 32:
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
С тех пор как в 5 в. до н.э. Эзра созвал в Иерусалиме общенародное собрание, на котором Тора была прочитана в торжественной обстановке собравшемуся народу, изучение Библии стало основой духовной активности большинства деятелей культуры еврейского народа.
Как возлюблен Господь наш мною, который Солнце дарит мне каждый день, а светлую Луну каждую ночь! Возлюбленный Господь правит этим Миром для умножения Любви нашей и прикосновения сердцами нашими к Истине Духовных помыслов Мироздания!
Наша близкая подруга и сестра во Христе из Харькова долго переписывалась с некоторыми потенциальными друзьями и выбрала потом замечательного искренне верующего человека, христианина.
Но переписывались они долго, 2 года, ведь важно очень хорошо понять внутренний мир человека, а это — время. Если в жизни христианские пары строят отношения около года, видя друг друга, то в интернете может понадобится времени больше.
Ведь любовь проявляется только тогда, когда любящий человек готов положить жизнь за друга (определение Иисуса Христа, нашего Господа). Настоящая любовь проявляется в редких критических ситуациях. Как пережить их виртуально?
автор: Александр Доманов
• Об авторе >
• Все публикации Александра Доманова >
спасибо за отзыв!
цель любой статьи — вызвать желание перечитать знакомый текст как будто в первый раз. свежим взглядом.
о вопросе.
твой вопрос рожден интересом именно к практической составляющей текста Песни (активность женщины)
«блажен, кто не осуждает себя в том. что избирает» важно найти свои личные убеждения об этом. само по себе знакомится в сети — не хорошо и не плохо. Все зависит от мотивации).
Во многих культурах ролевые позиции мужчины и женщины очень отличаются.
Сейчас общество стало мультикультурное, так что инициатива женщины в интеренет-знакомстве, мне кажется, не вызывает особых вопросов.
Поскольку адресат позиционирует себя как христианин, то предполагается. что с его стороны не должно быть нечистых или несерьезных ожиданий от тебя. Но это выяснится очень быстро по ходу общения.
Другой момент, что виртуальная часть отношений — это лишь вступление к реальным встречам, поскольку узнать человека лишь через электронное общение очень трудно. Вернее, можно достаточно хорошо узнать какую-то одну его часть)))
встреча в реали может оказаться ведром с холодной водой (так что, как советовал Господь, приняв решение что-то сделать. подсчитай стоимость сначала) и прими решение идти не одно, а три поприща).
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Миша, благодаря этому уроку с удовольствием еще раз прочитала Песню Песней Соломона — ты знаешь, раньше не расценивала стихи, которые ты расцениваешь как активную роль женщины в отношениях с мужчинами так, как истолковал ты… Ты конечно прав и спасибо тебе. В связи с этим актуальный вопрос:
— Как ты считаешь с библейской точки зрения, можно ли женщине писать первой сообщение на сайтах знакомств христиан? — или это некрасиво и первым должен найти женщину мужчина?
В жизни часто знакомятся те, кто как-то не подходит, а в каталогах много тех, которые кажутся вполне отвечающими требованиям… Может надо быть активнее в интернет-поиске, если в жизни не видно результатов?
(христианский привет из Душанбэ)