Уильям Баркли, комментарии к Новому завету:
«…раб ничего не значил; никого не волновало, если он страдал от болезни; никого не волновало, жив он или умер. Аристотель писал: «Не может быть дружбы или справедливости по отношению к неодушевленным предметом, а также по отношению к лошади или к быку, по отношению к рабу, как к таковому, потому что у хозяина нет ничего общего с рабом; раб — это одушевленный инструмент, точно так же, как инструмент — это неодушевленный раб». У римского писателя-энциклопедиста Варрона в книге «Сельское хозяйство» есть отрывок, в котором он делит сельскохозяйственные орудия на три класса: говорящие членораздельно, нечленораздельно и немые.
«Говорящие членораздельно — это рабы; говорящие нечленораздельно — скот; немые — повозки». Единственное различие между рабом, животным и повозкой заключалось в том, что раб мог говорить. Катон Старший (234-149 гг. до Р. Х.) в трактате «О земледелии» советует человеку, вступающему во владение фермой: «Присматривай за домашним скотом и держи аукцион. Масло продавай, когда на него хорошие цены; продавай излишек зерна и вина; продавай отработавших своих быков, овец с пороками, шерсть, шкуры, старые повозки, старые орудия, старых рабов, болезненных рабов и все, чего имеешь в излишке».
Рабство никуда не исчезло. Помимо своих крайних проявлений — сексуального рабства, торговли людьми, похищений с целью выкупа и т.д. — то, о чем мы читаем в новостях — на обычном, бытовом уровне в большинстве стран мира самые обычные люди по своему материальному уровню и по реальному состоянию своих гражданских свобод и социальных возможностей гораздо ближе к рабам, чем к свободным, если пользоваться античной терминологией… Рабство трансформировалось, как и все остальные социальные отношения. Трансформировалось, но осталось. И поэтому мы можем понять тех, кто писал псалмы:
Псалом 122:2 —
Единственное счастье раба было попасть к доброму хозяину. Наемник находился в еще худших условиях, чем раб — домашняя собственность хозяина. Его, в отличие от первого, могли вышвырнуть за дверь как только исчезала потребность в его услугах. Мы, как ни странно, по своей социальной защищенности скорее ближе к наемникам, чем к рабам.
Я — наемник. У меня есть работодатель (добрый, милостивый хозяин) благодаря которому обеспечивается благосостояние в моей семье. Я знаю, что если потеряю работу у него, найти подобную будет невероятно трудно. Кризис, плюс возраст… вокруг много молодых, готовых работать за меньшую зарплату… Проще говоря, я не знаю, как тогда смогу прокормить семью. Если завтра он мне скажет — Знаешь, я больше в тебе как в работнике не нуждаюсь, — мое положение катастрофически изменится. Чувства, описанные здесь, очень понятны мне. Почти у каждого из нас в жизни есть такие люди. Есть искушение слишком сильно связывать свое благополучие именно с ними.
Псалом 122:3-4 —
1 Коринфянам 1:26 —
от Луки 16:8 —
…через всю Библию проходит простое наблюдение: избранные, за редким исключением — во все времена ближе к социальному дну, чем к социальной верхушке. И эти чувства и наблюдения, процитированные в отрывках, очень хорошо нам знакомы…
Авторы псалмов имеют с ними дело, не заслоняется от них — но делают усилие в молитве и отрезают от себя зависимость от людей.
Псалом 61:6-10 —
…вот реальный взгляд на положение вещей: уверенность, связанная с людьми, изнутри делает слабым и уязвимым при любом неожиданном повороте событий. Если я через усилие отрезаю свою уверенность от человека, с которым она связана, и связываю ее с Богом, веря, что при любом варианте событий Он позаботится, как обещал — я силен.
Псалом 90:5-12 —
Стоит потрудиться, прикладывая внутренние усилия, чтоб выработать уверенность, основанную на обещании Бога, а не на реальном факте отношений с человеком, поддерживающим тебя — и словно тебя окружает невидимое защитное поле. Оно гасит огненные стрелы (плохие новости), не пропускает огромные волны, накрывающие с головой (глобальные события, крупные социальные катаклизмы, ухудшающие положение вещей и вносящие хаос). Как невидимый кокон, вера защищает нас и невредимыми проводит сквозь ситуации, которые по логике должны были бы утопить. Мы выныриваем как ни в чем ни бывало, даже не поняв, что, собственно, произошло.
Но такое хождение по воде получается лишь в состоянии полной отключенности от мирской уверенности. К сожалению, как любой результат конкретных усилий, это состояние не вечно. Лень, суета и тернии и периодически берут контроль в свои руки — и борьба начинается снова.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
Спасибо Михаил, многое применила и на себя, и нашла что лень и меня стала доставать. Всё, буду молиться и бороться во славу Господа Христа!!
автор: Каролина Краус
• Об авторе >
• Все публикации Каролины Краус >