Нет в мире человека, который не испытывал бы на себе влияние ветхозаветного праздника субботы. Наш сегодняшний выходной день – ее прямой потомок.
Суббота иудеев трансформировалась в христианскую еженедельную воскресную службу. После установления христианства государственной религией каждый седьмой день недели стал нерабочим. Спустя полторы тысячи лет рабочие профсоюзы в Европе добились, чтобы пункт о дне отдыха, вне связи с религией, был обязательным в трудовом соглашении с работодателем. Так родился наш сегодняшний выходной.
Первое упоминание о каждом седьмом дне как дне отдыха и покоя прозвучало, когда Господь дал своему народу манну с неба.
Исход 16:4-5, 22-23, 25-30 —
Еще не был дан закон, еще не прозвучала заповедь о субботе, но люди уже поняли, что Господь Бог хочет от них: каждый седьмой день им не нужно беспокоиться о пропитании, и вообще ни о чем не нужно беспокоиться в этот день – Господь Бог позаботится о их нуждах. Им же нужно оставаться в покое.
Придя в пустыню Синай, иудеи подошли к горе с тем же названием. На этой горе Господь Бог дал своему народу закон. В этот момент вместе с остальными заповедями впервые в Библии прозвучала заповедь о субботе.
Исход 20:8-11 —
Господь Бог ожидал, что отношение людей к субботе будет серьезным. Но уже из предыдущего отрывка видно, что не у всех было нужное отношение. Факты пренебрежения субботой заставили Господа Бога прибегнуть к суровым наказаниям и серьезным предупреждениям.
Числа 15:32-36 —
В субботу нельзя было зажигать огня в жилищах: Исход 35:3.
Соответственно, нельзя было готовить еду на огне, а есть то, что не требовало готовки или было приготовлено заранее.
В субботу нельзя было носить тяжести, совершать физическую работу.
Иеремия 17:21-22 —
Это правило ревностно старались исполнять фарисеи во времена Иисуса:
от Иоанна 5:8-10 —
Поскольку очевидно, что нельзя было просидеть всю субботу, не двигаясь с места, то были установлены определенные правила, в том числе допустимый отрезок пути, который можно пройти в течение субботнего дня, т.н. субботний путь (1 км).
Поскольку суббота была не просто днем покоя, но святым праздником, то при царе Давиде было установлено особое песенное служение в этот день, т. е. прославление Господа песнопением по субботам:
91-й Псалом —
В субботу нельзя было заниматься торговлей, продавать, покупать, заключать сделки.
Неемия 13:15-21 —
К большому огорчению Бога, народ очень часто пренебрегал субботами так же, как и всеми остальными праздниками. Бог во все времена напоминал через пророков о том, какое отношение Он ожидает видеть у людей к этому празднику:
Исайя 58:13-14 —
Вернемся во времена Нового Завета.
Если попытаться составить представление о субботе, имея в распоряжении только Новый Завет, получится очень странная картина. Такое впечатление, словно у фарисеев и у Господа Иисуса Христа разные Библии. И в этих Библиях суббота по-разному описывается.
Если посмотреть еще раз на все конфликты Господа Иисуса с фарисеями по поводу Его отношения к субботе, то на первый взгляд все выглядит так, что фарисеи искренне стремятся соблюдать этот праздник в полном соответствии с Писаниями, а у Иисуса Христа очень странное понимание и толкование этого праздника. Но это только на первый взгляд.
от Матфея 12:1-5 —
Как вы думаете, откуда среди засеянных полей оказались фарисеи, что они там позабыли? — Следили за Иисусом Христом, вместо того, чтобы сосредоточиться на собственных отношениях с Господом Богом. Если суммировать все претензии фарисеев к Иисусу, то они сводятся к тому, что Его поведение в этот день мало похоже на покой. На обвинения Иисуса в несоблюдении субботней заповеди Он отвечает им встречными вопросами, на которые у них почему-то нет ответа, основанного на Писаниях.
О чем говорил здесь Иисус Христос? Он напомнил фарисеям о служении левитов при скинии по субботам:
Левит 24:5-8 —
В субботу левиты разводили огонь (!), пекли хлеб – очень тяжелая физическая работа (!), несли тяжести (!) – готовые хлеба нужно было отнести в храм, а они могли весить все вместе от 60 до 100 кг. И это не было грехом — Бог сам повелел совершать все это в субботу.
от Матфея 12:9-13 —
В законе были следующие указания, относительно заботы о ближних:
Второзаконие 22:1-4 —
Представь – ты иудей, сегодня суббота, ты вышел из дома на окраину — помолиться, увидел потерявшегося осла… твои действия?
В чем состояло основное недопонимание заповеди фарисеями? Идею покоя ради сосредоточения на Боге они поняли очень хорошо. Но заповедь о субботе в Пятикнижии прозвучала дважды. В 20-й главе Исхода Бог в первый раз дал эту заповедь поколению, которое ушло из Египта. В 5- главе Второзакония Он дает закон 2-й раз второму поколению, которое вошло в обетованную землю (1-е все умерло в пустыне, кроме 2-х человек).
Если сравнить саму заповедь о субботе в обоих случаях, то она звучит практически без изменений. Но вот следующие стихи, в которых дается мотив, почему нужно соблюдать ее, очень отличается. Сравним:
Исход 20:10-11 —
Второзаконие 5:14-15 —
Если в первом случае цель субботы – сосредоточиться на сущности Бога, то во втором – на нуждах ближних так же, как на своих собственных.
Эти две заповеди дополняют одна другую, и показывают, что суббота – это праздник, когда следует отложить все текущие дела, заботы, планы и беспокойства и сфокусироваться только на 2-х вещах: на Боге и на нуждах тех, кто рядом с тобой.
Что и выполнял Иисус со всей ревностью. Он никогда не шел дальше Писаний.
Деяния 13:14-15, 42-45 —
После вавилонского пленения появились книжники, которые изучали Писания и в субботние дни учили людей в синагогах, т.е. специально отведенных для этого местах. Учение включало в себя приветственную молитву, чтение закона и пророков, проповедь и заключительное благословление слушающих.
Возможно, своих непосредственных учеников книжники наставляли каждый день, как Иисус апостолов, но, судя по всему, суббота была днем, когда все желающие из народа могли приходить и наставляться. Еще задолго до Иисуса Христа эти еженедельные изучения Писаний по субботам стали привлекать язычников, желающих ближе узнать Бога. Возможно, они сидели снаружи и слушали чтение и толкование, не имея права заходить внутрь синагоги.
Традиция еженедельных встреч для того, чтобы изучать Слово, естественно продолжилась в церквях 1-го столетия. Но теперь на этих встречах ученики Иисуса преломляли хлеб, вспоминая о Господе Христе. У крестившихся иудеев эти встречи по сути являлись той же самой субботой, которую они продолжали отмечать. У обращенных из язычников, не имеющих за плечами традиции отмечания суббот, частота встреч, возможно, могла варьироваться в зависимости от условий.
По сложившейся многовековой традиции, в сегодняшних христианских конфессиях еженедельные воскресные службы с молитвой, причащением, проповедью, общением, пением и т.д. являются самым прямым продолжением ветхозаветного праздника субботы. Т.е. для христиан этот день особенный в точно таком же смысле, как и для иудеев Ветхого Завета. Так что на вопрос «отмечаем ли мы субботу сегодня?» можно уверенно ответить «да!»
Точно так же, как для иудейского народа суббота служила знамением, которое Бог дал им, чтобы с ее помощью они выделялись из окружающих народов, точно так же наши еженедельные службы являются нашим опознавательным знаком.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Слава Богу, думаю все верующие с радостью продолжают встречаться в седьмой день, продолжая традиции Ветхого Завета и слава Христу за новую заповедь: возлюби ближнего и помоги.