Четвертую часть евангелия от Иоанна (13-17 гл.) занимает описание последнего пасхального ужина, который Господь Иисус Христос отпраздновал со Своими учениками. Два автора предыдущих Евангелий, Марк и Матфей, посвятили этому событию небольшую часть одной из глав, а четвертый евангелист, Лука — половину одной главы.
У Марка и Матфея евангельский пересказ совпадает почти слово в слово (Матфей 26:17-30 — Марк 14:12-26):
— посыл учеников Христа на встречу с человеком, несущим кувшин (знак);
— приготовление комнаты для ужина;
— сообщение о предательстве;
— заповедь о причащении (воспоминании о Нем);
— пение — уход из комнаты на гору.
В отличие от Матфея, у Марка даже не упомянуто о вопросе Иуды и ответе Господа Иисуса, указывающего на него (Матфей 26:25).
Если сначала Господь Иисус говорит «один из вас…«, фокусируя мысли каждого на «не я ли?» и на вопрос отвечая «…один из обмакивающих со мной кусок в блюдо» (все обмакивали!), то на Елеонской горе он говорит уже прямо — ВСЕ ВЫ соблазнитесь обо мне в эту ночь, т.е. продчеркивая, что предатель — не один Иуда, но все. Петр, как обычно, перешагнул всех)))) Марк 14:31 — «с усилием «.
В евангелии от Луки мы видим новые подробности:
22:22-24 — сразу же за известием о том, что «один из вас предаст Меня», начинается спор, кто из них больше.
25-27 — тут намек на то, что Господь Иисус во время ужина служил Своим ученикам, но непонятно каким образом. Только Иоанн в своем евангелии подробно рассказал, как именно — Иоанн 13:1-5.
Евангелие от Луки 22:31-32, 35-36 — Господь Иисус предупреждает учеников об испытаниях, которые ждут — Бог позволил сатане подвергнуть учеников напастям, как в случае с Иовом (подтверждение того, что спор с сатаной насчет верности Иова — не частный случай, а то, что ждет каждого обращенного).
Марк и Лука писали хроники со слов очевидцев. Матфей был одним из 12-ти. Почему он не упомянул о такой важной подробности, как мытье ног учениам? Забыть такое невозможно. Но написать о таком — это вызов. Возможно, он просто не решился.
Это самое главное учение Иисуса Христа в ночной трапезе — Господь Иисус помыл ноги тем, кто вот-вот предаст Его.
Евангелист Иоанн — единственный, кто показывает чувства Иисуса в тот момент, когда он сообщает им об этом — 13:21.
13:26-30 — 12:1-6 — только у Иоанна написано об этом. Откуда он об этом знал? Скорее всего, подсмотрел как-то. Почему молчал, не сказал остальным? Иисус, скорее всего, попросил не говорить остальным. Иоанн молчал полвека. «Теперь уже можно рассказать».
Иоан 13:34-35 — говорим эту заповедь, знакомя людей с учением Иисуса. Отрывок взят из контекста — Иисус моет ноги ученикам, а ПОТОМ говорит им эту заповедь. Не раньше! (служение, потом учение). Слова без служения никого не спасут, даже если это слова из Писания.
Вся 14 глава евангелия от Луки — обещания Господа Иисуса: приготовлю вам места на Небесах, дам вам Утешителя (Святого Духа), не оставлю вас сиротами — снова приду к вам, Дух научит вас всему… Все эти обещания даны тем, кто вот-вот покинет Его.
14:8-10 — и вся 17 глава: возможно, вопрос Филлипа вызвал к жизни всю 17 главу, «Господи! Дай им наконец это увидеть и услышать!»
14-16 — главы по своему заряду вдохновления, утешения и поддержки стоят в одном ряду с «золотыми» главами Исайи (40-66 гл). Ничего вызывающего и обличающего, только поддержка, ободрение, утешение — невероятные, фантастические обещания. Все это говорится предающим Его.
14:31 — возможно, 15-16 главы — то, что Господь Иисус говорил им на ходу, пока они шли на гору. Тогда, скорее всего, 17 глава — молитва на горе. Возможно, все держались за руки в этот момент.
18:1 от Луки — они идут в Гефсиманский сад.
Такой проникновенный и яркий кусок отношений Иисуса Христа со Своими учениками во время ухода из комнаты и до прихода в Гефсиманский сад полностью отсутствует у прежних авторов. У Матфея и Марка упоминается лишь, что на горе Господь Иисус сообщил им о предстоящем предательстве. У Луки об этом моменте вообще ни слова.
Это тайное, сокровенное время с Иисусом — то, о чем мог рассказать только непосредственно бывший там, и лишь набравшись смелости и убеждений о том, что это нужно вынести на свет, чтобы узнали все.
Основная идея евангелия Иоанна очень сильно видна именно здесь: личные отношения Иисуса с самыми близкими Ему людьми — то, что закрыто для внешних, которые видели лишь Его служение, учение, исцеление и чудеса. Это интимная, внутренняя семейная жизнь, то, что скрыто от посторонних глаз. Но чем более близок ты к семье, чем больший ты друг для ее членов, и тем больше внутрисемейных тайн и сцен тебе открывается и доверяется.
Святой Дух побудил ученика Иоанна доверить читающим (всем!) часть этих сокровенных семейных сцен, которые 3 года составляли атмосферу отношений Иисуса Христа с учениками, и не только с апостолами (Лазарь, Мария и Марфа и пр.) и среди них самую главную — его прощальный ужин.
…пожалуй, я нащупал то главное, что, на мой взгляд, есть ТЕМА евангелия Иоанна. Тема – не сюжет, этим художественный текст отличается от технического. Писания даны нам как художественные тексты. Принципиальное отличие одного от другого – не художественные образы (технический текст их допускает).
Главное отличие – в наличии подтекста. Если в инструкции к стиральной машине написано, что нужно крутить ручку по часовой, это означает именно то, что означает. Если о том, что нужно крутить по часовой, говорится в художественной литературе, там это может означать все что угодно.
Сюжет всех евангелий — хроника, репортаж, жизнеописание Самого Иисуса Христа. Темы у всех разные. У кого-то из авторов-христиан я прочел, что Матфей сфокусирован на учении Иисуса, Марк — на делах, а Лука — на его отношениях с людьми, а Иоанн — на чувствах и характере Господа Иисуса. Я думаю, что тема последнего евангелия — СЕМЬЯ Иисуса Христа, та, про которую Он сказал (Матф.12:48):
Подтекст последнего евангелия очень прозрачный — снять завесу с того, что было скрыто раньше — внутренние отношения и атмосфера этой семьи.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >