(о злострадании и терпении пророков)
Иакова 5:7-10 —
…Если посмотреть на канонический текст Библии (с параллельными местами), то можно видеть, что там есть ссылки к 8-9 ст., и затем к 11 ст. Я споткнулся о 10-й стих — «в пример злострадания…», к которому ссылок не было. Почему? ведь так и просятся… возможно, потому что все ссылки просто не уместились бы на странице…
Я решил написать свои параллельные места с комментариями, хотя и мой список не претендует на полноту. Просто появилась потребность в силу своего личного понимания прояснить слова Иакова.
I. ИОСИФ
Хотя он и не называется пророком, сложно отрицать его дар прорицателя или прозорливца (Бытие 37:4-11, 41:16-32). В детстве он еще не мог объяснить свои видения (хотя мудрые люди уже тогда могли обратить на них внимание). В ситуации с истолкованием сна фараона мы видим уже зрелого человека Бога, способного не только сказать то, что должно произойти, но и дать практическое направление — что надлежит делать.
— Кто причинил ему больше всего горя в жизни?
Его близкие (народ Бога…)
— Где он был более всего счастлив как человек?
Среди язычников — Бытие 41:38-45, 50-52.
51 ст. — очень откровенные слова! —
(«Бог дал мне забыть все горе, которое я получил среди Его народа и сам этот народ заодно…»)
В момент этого искреннего и крайне эмоционального высказывания (не случайно зафиксированного Писаниями!) он хорошо понимал, что говорит не просто о своих домашних, но об избранных Богом людях. Очень хорошо понимал! И тем не менее — вот его чувства…
Понимал ли он, что сейчас он, испытывая личное счастье, живет не среди народа Бога (не находится в движении Господа Бога, живет там, где нет церкви, как бы мы сейчас сказали)? Тоже очень хорошо понимал.
Нет мобильной связи, новостей по радио, телевидению, нет интернета… Что происходит с его народом, он не знает (нет причин утверждать, что ему были видения об этом). Не похоже, что он проповедовал фараону о том, что Бог избрал его прадеда для особой миссии, судя по контексту повествования…
И мы не можем утверждать однозначно, что он жил в Египте, пусть один, но с полученным от Бога заданием — готовить почву для прихода своих. Вряд ли он в тот момент знал план Бога, о котором сказал братьям в Бытие 50:20 — потому что, когда братья пришли в Египет, это стало неожиданностью для него. Бог знал, что Он делает, но Иосиф не знал.
Господь Бог сам сделал так, что ему пришлось вспомнить о том, что он больше всего хотел забыть.
Даже когда его семья воссоединилась с ним, сложно сказать, что между ними царит мир и единодушие (Бытие 50:15-17). Хотя Иосиф делал все, что мог, со своей стороны — Бытие 47:11-12. И хотя Иосиф видел, что народ Бога по-прежнему не доверяет ему и боится его (не видел любви к себе) он все равно со своей стороны делал все, что мог, для них — Бытие 50:19-21.
Получив откровение, которым он поделился с братьями, Иосиф получил вместе с ним и силы, и мотив, чтобы заботиться о тех, кто так и остался чужими для него…
«Ты должен сделать для них все, используя то положение, в которое я тебя поставил, – сказал ему Господь, — и не заботься обо всем остальном, у Меня есть планы на этих людей и их потомков, которые превыше твоего понимания… просто сделай как можно лучше то, что тебе поручено».
…Не успела закончиться история Иосифа, как мы словно испытываем дежавю — все тут же повторяется в истории Моисея..
II. МОИСЕЙ
Где он был более всего счастлив, от кого видел более всего любви к себе? (помимо родительской любви) -во дворце фараона он был счастлив, он был там своим…
Он пришел к народу Бога и навсегда погубил свою судьбу и карьеру, защищая человека из своего народа. Защитил – и получил полное отсутствие благодарности за то, что сделал… Исход 2:15 – свои же и выдали его. От кого египтяне узнали обо всем? В момент убийства рядом не было кроме него и того, кого он спас.
Бог сохранил Моисея – дал ему возможность бежать.
Как и Иосиф, Моисей нашел приют и любовь к себе там, где меньше всего ожидал. Живя в семье Иофора, он, наверное, повторял те же слова, что и Иосиф (Бытие 41:51).
С человеческой точки зрения, самое счастливое его время жизни – во дворце и с семьей у мадианитян. Но Господь Бог призвал его исполнить свое предназначение – вывести Его народ в Ханаан. Все, что он видит в своей жизни следующие 40 лет – это тотальное недоверие, предубеждение, зависть, вражду, сплетни, злые замыслы, интриги.
Даже его близкие не за него – Числа 12:1-8.
Видимо, жена умерла в течение этих странствий. И он женился вновь. Вторая жена – не из иудеев, но из тех, кто добровольно присоединился к ним в момент выхода из Египта (Исход 12:38). Очевидно, духовные качества этой негритянки были гораздо выше, чем у ропщущих и вечно недовольных иудейских женщин. Вряд ли Моисей женился исключительно из-за внешних данных. И тем не менее у членов собственной семьи он не встретил ни радости за его личное счастье, ни понимания его нужд, ни поддержки.
Чувство одиночества среди своих так сильно переполняли Моисея, что оно нашло отражение в его монологе в Числа 11:11-15 – по эмоциональному накалу это очень напоминает все то, что переполняло Иосифа.
Господь утешал, вдохновлял, когда нужно – вызывал, и всеми силами показывал Моисею, как он важен для Господа, как их взаимоотношения важны для них обоих… Это и было главной причиной того, почему Моисей добровольно предпочел жить среди тех, кто не любил его и где он не чувствовал радости и удовлетворения от отношений с людьми.
Жена и Иисус Навин – вот, пожалуй, и все его близкие друзья последние 40 лет.
III. ПЛАЧ ИЕРЕМИИ
В Писаниях есть книга с таким названием, но, судя по содержанию хроники Иеремии, плакал он всю свою жизнь. Плакал перед Господом Богом. Как и Моисей, он сопротивлялся тому, что услышал он Бога в начале призвания (Иеремия 1:1-8).
Но если Моисей не смог или не захотел озвучить то, что было внутри у него в тот момент (что он не хочет возвращаться к тем, от кого ничего хорошего не видел), — то Иеремия, не имея такого печального опыта за плечами, как будто предчувствует, что его ждет. Он уже заранее в панике (8 ст.).
История Иеремии – перечень тяжелых ситуаций, в которых он оказывался по вине окружавших его людей и одновременно набор удивительных картин-откровений, которыми в награду за терпение вдохновлял его Господь Бог.
…Интересно сравнивать книги Иеремии и Иезекииля – они оба получали откровения, довольно провокационные в социальном аспекте для слушающих, но налицо явная разница темпераментов. Иезекииль – интроверт и меланхолик, это видно как по синтаксису его монологов, так и по его действиям. Он живет внутренним миром, и даже его публичные выступления больше напоминают шоу-пантомимы в стиле современного театрального авангарда (взлом собственного дома в молчании на глазах у всех и вынос вещей из него, лежание 3 года молча на боку перед игрушечной моделью Иерусалима, и т.д.). Даже его встречи с главами народа, когда он говорит им довольно смелые вещи, проходят во внешне спокойной атмосфере (Иезекииль 14 и 20 гл) – по крайней мере, нигде нет картин тех столкновений и конфронтации, какие на каждом шагу мы видим у Иеремии. Видимо, характер Иеремии – экстраверт и холерик – во многом объясняет его постоянные стычки с людьми: Иеремия 20:1-3, 7-18, 27:1-2, 28:10-13, 32:1-3, 38:1-13,28.
Значит ли это, что личные качества человека, передающие Божье послание, могут как-то повлиять на результат донесения? Весь дух Библии указывает на то, что Господь Бог, давая нам поручение, хорошо знает, кому Он его дает, т.е. все наши личные особенности Ему известны заранее и их влияние на форму передачи послания заранее включено Им в Его план. Здесь мы опять сталкиваемся с непостижимым для нас принципом – Исайя 55:8-9 – даже наши грехи Он использует для своих целей, хотя это ни в коей мере не оправдывает их (Рим. 3:8)
Единственные люди, у которых Иеремия получил защиту и доброе отношение – это вражеские оккупанты: Иеремия 40:2-5
Стоит ему вернуться к своим, как все начинается по новому кругу: Иеремия 42:1-12, 43:1-4, 44:7-9, 15-18
Если Иосиф и Моисей могли находить утешение в личной жизни, рядом с женами и детьми, то Иеремия и этого был лишен – Иеремия 16:1-4.
Позиция человека, понимающего, что он находится в том месте, где его хочет видеть Господь Бог, но не находящего человеческого удовлетворения среди людей, избранных Господом, – она предвосхищает жизнь Иисуса Христа (безусловное служение тем, от кого не получил понимания и поддержки).
Это актуально для любого из нас – мы унаследовали все благословения и все испытания пророческого служения, каждый в своей жизни с Господом Богом не один раз испытает те чувства, которые испытывали пророки и все связанные с ними искушения…
Иакова 1:2-4, 12 —
Искушения отличаются от соблазнов. Соблазн — это желание сделать то, о чем ты знаешь, что делать этого нельзя. Искушение есть лишь там, где есть цель, к которой ты стремишься. Тогда то, что до существования цели было соблазном, теперь является искушением, т.е. тем, чье назначение — не дать тебе дойти до цели, осуществить то, что задумал.
Пророки, чья жизнь подробно описана в Библии, победили – они перенесли искушения. Они пробежали марафон, пусть с падениями и остановками, смогли добежать до финиша… Глядя на их жизнь, мы бежим каждый свою дистанцию, черпая в их опыте практическую поддержку и утешение.
(Иакова 5:10)
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Глядя на их жизнь, мы бежим каждый на свою дистанцию…при этом не растерять бы веру и сохранить ее до конца! Пусть Господь Сам утверждает нас в этом! :(
автор: Алла Мурина
• Об авторе >
• Все публикации Аллы Муриной >