Самое принципиальное отличие книги Бытия от всех остальных книг Святого Писания — отношения людей Бога строятся с Ним, не имея закона как инструмента-регулировщика этих отношений.
Галатам 3:11 —
Существование этой книги в Ветхом Завете само по себе дает ответ на роль и назначение закона:
1) Закон — не первичен
Бытие 15:6 —
Галатам 3:6, 15-17 —
2) Галатам 3:19 —
— в книге Бытия преступлений более чем достаточно, но Закона еще нет
Римлянам 5:13 —
Закон дан в момент выхода народа Бога из Египта, в момент, когда они максимально впустили в себя мир и его ценности — судя по их поведению и реакциям за все время странствия. Нужно было разговаривать с ними как с маленькими детьми. Нужно было показывать пальцем и говорить: «Смотри — это грех! Вот что ты сделал! Ты понимаешь, что должен быть наказан?»
Римлянам 7:7 —
3) Римлянам 5:20 —
Цель закона — показать, насколько ты упал, испортил свое предназначение, насколько исказил замысел Господа на тебя. Существование Бытия все время напоминало, что осознание своей испорченности — это лишь необходимый этап, чтобы, оттолкнувшись от него, двигаться обратно к Господу Богу. Еще до Иисуса Христа было понимание о покаянии грешника — все выражалось в вопросе «Что я должен сделать?» Ной — Авраам — патриархи — Иосиф с братьями — все проходят через падения и встают снова.
Притчи 24:16 —
До Иисуса Христа вера в милость, которая первична и конечна, помогала вставать и идти по вере дальше.
Римлянам 7:25 — 8:5-8 —
— основной движущий мотив всех героев Бытия.
То, что в иудейской традиции, в отличие от христианской, весь корпус писаний до Христа называли «закон» а не «завет» — свидетельство полного нежелания обращать внимание на то, о чем Господь Бог изо всех сил сигнализировал через первую книгу.
Стоит ли удивляться тому. что писания Нового завета, которые являются ересью для иудеев, постоянно цитируют Бытие, и не просто цитируют, а смело истолковывают — практически каждое упоминание текстов Бытия в Новом завете связано с их новым неожиданным истолкованием. В то время как во всех книгах Ветхого завета очень мало цитат из Бытия, а их толкований нет совсем.
ЦИТАТЫ И ТОЛКОВАНИЕ КНИГИ БЫТИЯ В КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА:
от Матфея 1:1 — Цель родословной — не показать только генетическую связь поколений, но и показать что это — связь поколений благодаря вере (отцы передавали свою веру детям и поэтому цепочка не рвалась).
10:15 —
Сопоставление судьбы Содома и Гоморры с судьбой тех, кто отвергает Благую Весть (то, что их ожидает в духовной перспективе, огонь и сера из древней истории — как образный намек. Не запугивание, а предупреждение.
11:23 —
Вера и неверие древних сравнивается с верой и неверием живущего в данный момент поколения — стирание временных границ.
19:4 —
Горячее обсуждение древней заповеди о браке показывает, насколько она актуальна.
23:35 —
Авель назван первым праведником, убитым за веру
24:37-39 —
проводит параллель между будущим концом света и обстоятельствами перед потопом — тогда все выглядело точно так же, как сейчас.
от Луки 17:32 —
Не привязываться к ценностям гибнущего мира.
от Иоанна 1:51 —
Дал толкование сну Иакова: «Это Я стоял на вершине лестницы!»
4:5 —
Там был колодец Иакова, из которого пили язычники, послужил пророчеством — разговор с самаритянкой и его последствия.
7:22 —
Напоминание об обстоятельствах появления заповеди обрезания — была дана еще до Закона, как знак веры в обещания Господа Бога. Закон не регулирует то, что делается по вере.
Деяния 7:2-18 —
— пересказ событий Бытия с интерпретацией (2-4 ст) — новые откровения о призвании Авраама.
Иакова 2:21-23 —
Истолкование истории Авраама как модели спасения через веру, проявленную в делах.
1-е Петра 3:20-21 —
Истолкование истории о потопе как прообразе крещения: спасение 8 душ в ковчеге. Кругом вода, и сверху, и снизу — вода накрывает тебя, но с верой выходишь из нее спасенным.
2-е Петра 2:4 — Бытие 6:1-5 —
— истолкование лаконичной и малопонятной истории о связях ангелов с земными женщинами — идет речь о тех, кто отпал вместе с сатаной (ангелы, послушные Богу, такого не совершали). Возможно, отголоски этой истории — в развернутой картине древнегреческих мифов (связи олимпийских богов с земными женщинами и их дети-герои: мифы, появление которых вызвано реальными событиями.
2-е Петра 3:5-7 — от Луки 3:16 — 1-е Кор3:13-15 —
Снова истолкование — сама история сотворения и гибели физического мира (возник из воды, погибнет в огне) толкуется как образ нашего духовного пути: мы родились в воде — в конце концов войдем в присутствие Бога (огонь очищающий)
Римлянам 4 —
Вся глава — развернутое обоснование библейского понимания праведности по вере, выраженной в делах — на примере истории Авраама. Стих 3-й — продолжение темы. начатой Иаковом (Иакова 2:14) —
Римлянам 5:12-19 —
Сопоставление Адама и Иисуса Христа (Библия — о роли одного человека для истории). Последствия нашего духовного выбора влияют не только на нашу судьбу, но и на судьбу множества других людей.
Римлянам 9:7-17, 30-33 —
Толкование истории о рождении детей Авраама (дети Авраама — все, кто поверил как он, а не физическое потомство!). Это толкование сделано только после прихода Иисуса Христа, хотя предпосылки для такого вывода содержатся уже в тексте Бытия.
Все избранные заранее известны Господу Богу. И тогда, и сейчас вера предполагает скромное принятие Его плана на спасение, каким бы странным он не казался в наших глазах.
1Кор11:8-9 —
Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
факт вторичности женщины как божьего творения говорит о духовной иерархии ролей.
Песни Песней 8:2 —
— о взаимоотношениях в семье. Муж учится у Бога — учит жену — она любит его и слушается его.
1 Тимофею 2:11-13 —
Снова эта мысль — идея духовного послушания жены мужу заключается в последовательности сотворения Адама и Евы
2-е Коринфянам 11:3 —
Истоки всех лжеучений — отказ от простоты во Христе (1Петра2:2) уметь видеть мотив любого толкования и интерпретации — 1Кор.14:20 —
Галатам 4:22-31 —
Одна из самых смелых и неожиданных интерпретаций истории из Бытия в Новом завете
Ефесянам 5:31-32 —
Заповедь из Бытия о супружеских отношениях (служение супругу и пожизненное единство с ним) истолковывается как пророчество о отношениях Христа и церкви.
Евреям 7 — 3, 26-27 —
интерпретация образа Мелхиседека как пророчества о первосвященнике с Небес
11-14 стихи —
История с Мелхиседеком — напоминание о том, что священники из колена Левия — временное и несовершенное явление (28 ст —
— как и все, что связано с постановлениями закона о служении священников при скинии (Евр9:1-12).
Евреям 11 —
Галерея наиболее ярких героев Бытия с толкованием-выводом о духовном примере и значении каждого из них.
Откровения 22:14 —
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
— ответ на Бытие 3:24 —
— на последней странице Писаний возвращаемся к его началу — то, что потеряли казалось, безвозвратно, из-за греха, можем получить снова — через покорность Слову Божьему.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Да, очень важно изучать Бытие и Новый Завет вместе, передвигаясь по параллельным местам, именно так становиться все понятно — и пророчества, и связь событий, складывающихся из отдельных частей в единое целое.
А действительно, в Новозаветных книгах не только много цитируется ветхозаветных цитат, но и дается им практическое толкование, документируются события, в которых сбываются ветхозаветные пророчества и открывается их настоящий истинный смысл, ранее бывший непонятным.
Господь Иисус всегда цитировал Ветхий Завет, являя Собой Новый Завет.
С вами приятно изучать Библию! и понятно!
Большое спасибо за прекрасную статью, очень благодарен, спасибо авторам!
*IN LOVE* Спасибо, брат, за пояснения, я верю: БОГ каждого выводит, чтобы сосредаточить на самом БОГЕ и увидеть что тот город, который нам обещан — он только на небе, как сказано, а наше жительство на небесах (Филип 3:20-21)
*IN LOVE*
автор: Каролина Краус
• Об авторе >
• Все публикации Каролины Краус >