АВРААМ
• Бытие 11-12-13 главы:
Внешняя хаотичность и непонятность передвижений не должна смущать (неважно, как это выглядит со стороны) если есть цель искать волю Господа Бога и Его план. Ставил всюду жертвенники (место для регулярных жертвоприношений, не одноразовые акты!). Разделяет с Господом Богом все, что с ним происходит.
Приходя на старое место, снова приносил жертвы в том месте, где приносил раньше (хаотичность перемещений, но упорядоченность духовной жизни!). Доверие к Господу Богу — готов был совершать непонятные по конечной цели передвижения сколько потребуется времени — Евреям 11:8-10, 13 —
Абсолютно неформальный (незашоренный, живой) стиль отношений с Богом Авраама организовывал атмосферу в семье (служанка Сарры в пустыне — Бытие 16:7-13, раб у колодца — Бытие 24:12-21) — демонстрируют ту же смелость (дерзость) и спонтанный креатив в молитве, что и их хозяин. Этому нельзя было научить кроме как привлекательностью личного примера.
Бытие 14:1-12 —
— первый аналог глобального кризиса (военно-политического), случившегося в мире, затрагивающего и людей Бога тоже.
14-24 стихи —
— активная социальная позиция человека Бога, при этом полная открытость о своей вере и своих побудительных мотивах с окружающими: сражается вместе со всеми, но мотив — не личная корысть:
- 1) Мотив пастыря — спасти свои;
- 2) Желание прославить Бога:
- а) Дал десятую часть;
- б) Дистанцировал себя от мира, не взяв ничего из предложенной добычи (я не с вами, я- святой, отделенный).
Бытие 15:3-5, 13-14 —
— чтобы рожать детей, зная, что они будут жить в значительно худших условиях, чем ты, в более испорченном мире (более опасном и нестабильном) с гораздо меньшими возможностями — нужна вера, что есть план Господа Бога на твоих детей и что Он будет вести и защищать их точно так же, как и тебя.
ИСААК
Бытие 21:9 — Галатам 4:29 —
— издевательства старшего брата, скорее всего, нанесли серьезную психологическую травму Исааку. Интраверт, меланхолик, он сильно был придавлен с детства. Серьезное упущение Авраама — не вмешался вовремя. К счастью, вмешалась Сарра.
Бытие 31:42, 53 —
— это двойное упоминание о СТРАХЕ — не случайно. Был тот же трепет, что и у отца, но не было той же свободы в отношениях с Ним. Образ отца, имевшего личные отношения с Всемогущим Господом, но при этом не вступавшегося за него, не защитившего его от старшего брата, повлияли на видение Бога у Исаака, создав определенную дистанцию в его личных отношениях с Господом.
Некая пришибленность и скованность сопровождают его всю жизнь. Обстоятельства детства — мощный фактор, формирующий наше эмоциональное восприятие Бога — тот урок, которому учат семейные хроники Бытия.
Пассивная роль Исаака в собственной семье — и активная роль жены. Двойственность позиции — всегда показывает покорность (не спорил против выбора ему жены — и оказался благословолен, она своей активностью и практичностью восполнила его непрактичность и незащищенность).
Научился от отца доверять Господу Богу в сложных ситуациях (Быт. 25:21), но Ревекка тут же показывает большую активность в молитве (22-23 ст.) В тексте книги Бытия нет ни одного вопроса, заданного Богу Исааком (сколько их было у Авраама!). В зрелые годы вообще пустил все в семье на самотек, жене приходилось толкать его, чтобы он был лидером (Бытие 26:34-35, 27:46, 28:1-9).
ЛОТ
Бытие 19:31-35 —
Следствие проживания в Содоме (влияние внешней среды, ее ценностей и установок на следующее поколение) — Содома уже нет физически, но он пророс в сердцах детей. Пророчество о влиянии внешней культуры, в которой живем, на детей. Уклад жизни в семье и стены дома — плохая защита, нужно сражаться за их сердца каждый день (молитва + глубокое общение). Лот жил в Содоме как праведник, создал островок праведности в стенах своего дома (Быт. 19:1-8) но проиграл битву за детей. Сам — спасен, назван праведным. Жена Лота — погибла. Дочери Лота — большой вопрос (стали родоначальницами племен, воевавших с народом Бога).
У Лота был выбор — где поселиться. Мормоны, квакеры, меннониты и пр. в Америке — решали эту проблему, отрезая себя от мира, создавая свои закрытые поселения. Тогда это было еще возможно. Но дети за границами этой духовной резервации оказывались беспомощными (Теодор Драйзер, «Оплот»). У нас выбора нет. Внешний мир проникает через все каналы (дворовые компании, школа. ТВ, интернет. Тренировать детей с детства жить в этой среде, внутренне дистанцируясь от нее — очень сложная и кропотливая работа. Но только так можно приучить их к духовной самостоятельности, умению выживать и передавать это умение дальше.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >