Warning: Use of undefined constant ‘WPLANG’ - assumed '‘WPLANG’' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/adomanov/a-domanov.com/www/vera/wp-config.php on line 75

Warning: Use of undefined constant ‘ru_RU’ - assumed '‘ru_RU’' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/adomanov/a-domanov.com/www/vera/wp-config.php on line 75
Пророки: Поэзия и проза (изучение Библии) — Христианская поэзия и уроки из Библии

Пророки: Поэзия и проза (изучение Библии)

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».
Предложу такую аналогию: у вас в доме есть книга, скажем, «Малыш и Карлсон». Вы периодически слышите от друзей в разговорах популярные цитаты из этой книги. Каждый раз вы берете книгу и прочитываете тот фрагмент, в контексте которого звучит это высказывание.

Спустя годы вы знаете множество фраз и истории из книги, многие из которых вы перечитывали столько раз, что можете пересказать наизусть. При этом вы ни разу не читали всю книгу полностью, от начала до конца и не сформировали для себя цельное представление о ней.

Это несколько утрированный пример, но он достаточно правдиво обозначает существующую проблему – недостаток цельного взгляда на многие книги Библии, которые мы знаем как набор стихов и фрагментов, используемых в проповедях и уроках.

Я, как думаю, и многие, читая ту или иную книгу Библии, задавался вопросом Стампа из «Приключений Электроника» – «Где же у нее кнопка?» Где ключ к правильному прочтению этой книги, который открыл бы замки и дал возможность получить ответы на все вопросы, возникающие в процессе чтения? Дух терпеливо, раз за разом, отвечал – нет никакой кнопки.

С книгой нужно подружиться, и тогда она ответит на все, о чем захочешь спросить. Но подружиться – не означает прочесть ее, пусть даже очень тщательно, пусть даже не один раз. Дружба подразумевает многолетние отношения, со своей драматической историей побед и разочарований, ярких моментов и охлаждений.

Личные отношения со Словом Бога дороже вопросов к Нему и ответов на них – то, к чему приходишь в итоге. Даже имея за плечами долгую историю отношений с разными частями Библии, понимаешь, то на множество вопросов никогда не будет однозначных ответов, а на какие-то вопросы даже спустя год в лучшем случае можно будет лишь выдвинуть предположения, не претендующие на окончательную истину.
_____________________

Мы живем в обществе, где есть совершенно четкие понятия о поэзии и прозе. Любая сложившаяся культура, имеющая письменность, различает эти понятия. Народы, не имевшие письменности, сохраняли свою историю в виде поэтического эпоса-сказания, это был единственный способ сохранить ее в формате, наиболее пригодном для 1) запоминания и 2) исполнения.

Народы, имевшие письменность и, соответственно, культуру записанных текстов, разграничивали прозаическое, информационное значение текста и его художественную роль. Любопытно, что понимание поэзии, как записанного текста существовало лишь в некоторых культурах (Греция, Рим) и то лишь в небольшой относительно социальной группе образованных людей. Основная часть народа воспринимала поэзию лишь в ее звуковом формате – чтение нараспев, голосовое песенное исполнение (акапелла) или песенное исполнение под какой-нибудь музыкальный инструмент (набор инструментов).

Читая псалмы, мы понимаем, что это не книга стихотворений, написанных с расчетом их последующего чтения со страниц книги. Это текст песен, исполняемых под соответствующее музыкальное оформление. Другой вопрос, что художественная сила и духовное содержание этих песенных текстов, даже в отрыве от музыки, даже в переводе на другой язык, исполняет свое назначение, делая их самостоятельным литературным произведением, самодостаточным по форме.

Псалмы исполнялись на богослужениях как праздничные концерты с участием левитов, задействованных как певцы и музыканты в музыкальном служении — по традиции, основанной Давидом. Это были профессиональные исполнители, которых даже освобождали от других обязанностей, чтобы они могли много времени посвящать репетициям.

Помимо этого было множество людей с хорошим голосом или умеющих играть на каких-то инструментах, они, зная канонические тексты псалмов или сочиняя свои собственные, могли исполнять их в любое другое время, помимо праздничных собраний. Но в любом случае псалмы существовали в устном исполнении, а не в чтении текстов со страниц свитка.

Совсем не столь ясна ситуация с пророческими текстами. Нельзя не заметить, что это – такая же поэзия, как и псалмы, это не проза летописной хроники. Речь пророка от первого лица – всегда поэтична. Возникает вопрос – в какой форме эта поэзия доходила до адресата?

Мы видим что пророк 1) может исполнять свои монологи лично; 2) диктует их писцу, а тот либо зачитывает сам, либо дает читать другим; 3) пророк пишет текст, а дальнейшая судьба записанных текстов уже не связана с ним самим, т.е. пророк всегда выступает как автор текста, но не всегда как непосредственный исполнитель.

Учитывая поэтическую форму пророчеств, в случае исполнения их самим автором от него требовалось соответствующее исполнительское мастерство (он, как минимум, не должен был быть косноязычным – вспомним проблему Моисея как оратора). Пророк должен был уметь исполнить поэтический монолог, т.е. быть чтецом-декламатором, и, возможно, еще и музыкантом (если он декламировал, подыгрывая себе на псалтири или ином струнном инструменте).

Любопытно провести аналогию с нашим временем. Допустим, сегодня Господь дал бы пророчество, как и тогда, и, конечно же, в таком же формате духовного поэтического текста. Его цель при этом – донести послание до всех своих людей, рассеянных по миру.

Можно распространить его как записанный текст – на страницах газет, журналов, интернет-сайтов и популярных блогов. А можно дать его как текст песни, талантливо положенной на музыку (Господь сумел бы подобрать яркого композитора для этого), где текст идеально положен на мелодию и ярко исполнен. Эта песня становится хитом, звучит отовсюду.

Даже не специалисту понятно, что во втором случае охват аудитории будет намного больше. Даже в наше время, когда культура – это прежде всего читаемые тексты, с бумажных или электронных носителей, звучащая поэзия в виде песен имеет значительное преимущество по своей демократичности и естественности восприятия в сравнении с текстами, требующими культуры чтения. Тем более этот разрыв по степени охвата аудитории справедлив для древних обществ, где культура чтения и интерпретации прочитанных художественных текстов была уделом единиц.

Говорящий языками молись о даре истолкования – этот вызов не появился в новозаветных церквях после того как Павел написал эти слова, он существовал всегда, с тех пор как Господь дал первые откровения своим людям.

Пророчество требовалось донести до всего народа – для этого нужен был не только пророк (генератор текстов) но и исполнители – поэты, шлифовавшие записанный текст (если пророк не мог сделать это сам), композиторы-мелодисты, сочинявшие музыку под текст, по партитурам для конкретных инструментов, музыканты, исполнявшие песни с пророчествами. Характер и тональность песен могли быть различными, в зависимости от содержания текста.

Я снова и снова обращаюсь к песне Моисея и пророчествам Валаама, потому что Господь дал им вдохновение поэтов и они создали тексты для песенного исполнения, формат которых впоследствии многократно повторялся как в псалмах, так и в пророческих книгах. Можно не сомневаться, то Господь Бог пел, создавая наш мир, люди Бога пели ему во все времена и даже в Откровении сказано, что на небесах мы будем петь Ему.

Книга откровений 5:8-10 —

Книга откровений 15:2-3 —

Это не означает, что роль записанных текстов умаляется –

Книга откровений 2:17 —

В конце конов, начиная с заключения первого Завета на Синае, когда были даны записанные Господом на скрижалях десять заповедей, мы имеем дело с ЗАПИСАННЫМ Словом, которое читаем – когда-то это была прерогатива священников и левитов, затем книжников. Но уже во времена Иисуса Христа мы видим через пример эфиопского евнуха, что параллельно существовала возможность индивидуального чтения текстов Писаний.

Развитие информационных технологий, сначала через книгопечатание, затем, в нашем поколении, через интернет, дало возможность донести записанные тексты до любого человека. Сегодня мы чаще читаем тексты Библии сами, чем слышим их в чьем-то исполнении.

Не умалчивая о плюсах этого положения, нужно напомнить его минус – это недостаточное восприятие Слова именно как песни. Мы слишком много читаем глазами, не обладая достаточными навыками, чтобы в переводах воспринять всю художественную и поэтическую составляющую прочитанного текста.

В то время как для слушателя пророка именно выразительность исполнения, раскрывающая все художественные достоинства текста, была залогом оптимального донесения послания до адресата.

Минусы нашего времени – это естественное продолжение его плюсов: сегодня нам не хватает поэзии как средства общения и получения информации, а не как развлечения и эстетического удовольствия. Поэтому мы стоим перед текстами пророков как перед загадочным, удивительным, завораживающим миром, но не открывающим с ходу своих дверей.

Большая часть пророческого служения была совершена до захвата Иерусалима Навуходоносором. В период после вавилонского пленения, когда оформилась традиция субботних собраний в синагогах для изучения Писаний, мы видим, что тексты пророков читают фрагментарно и выборочно, с целью их подробного разбора и толкования:

Евангелие от Луки 4:16-20 —

Если каждый из пророков обращался непосредственно к своему поколению, то у потомков изучение их текстов задним числом носит характер духовно-исторического анализа того, что произошло, «разбор полетов», а также это — попытка дать картину того, как эти пророчества еще могут сработать в дальнейшем и какие именно их части могут служить указанием на события, которые еще не произошли:

Евангелие от Матфея 2:4-6 —

Т.е. именно после вавилонского плена у книжников вырабатывается взгляд на пророчества, говорящие о событиях, случившихся в прошлом, как на «многослойные» тексты, возможности которых намного выше, чем это казалось современникам пророков.

Возможно, что эти разборы пророчеств в синагогальных чтениях делали слишком большой упор на смысловом разборе текстов и слишком мало фокусировались на их художественных и поэтических достоинствах.

Пожалуй, можно сказать, что мы в наших собраниях унаследовали как сильные, так и слабые стороны их подхода – наше изучение Писаний так же носит выборочный и фрагментарный характер, мы тщательно рассматриваем содержание отдельных фрагментов, либо подбираем их из разных книг по одной теме. Недостает, как уже было сказано, цельности взгляда на отдельные книги Библии, рассмотрения их художественной формы, а также анализа используемых в них литературных приемов как инструментов для донесения послания.

Разнообразие художественных методов и форм, используемых пророками, продолжающее стилистическое разнообразие псалмов, очень много говорит о характере Господа Бога как художника, Творца, влюбленного в свое творение.

Читая самые суровые Его вызовы и самые гневные обличения своего народа, нельзя забывать о том, какая это потрясающая поэзия, о том, как это красиво. Господь заботится о художественной форме своих обличений не меньше, чем об их содержательной стороне. Это удивительно!

Лишь один отрывок в качестве примера – обличение Иезекиилем Самарии и Иерусалима, которые он иносказательно именует сестрами Оголой и Оголивой. Упрекая Иерусалим в том, что он подражает грехам Самарии, пророк, вместо того чтобы просто сказать – «с тобой будет то же, что и с твоей сестрой», – рисует очень мощный, просто шекспировский образ:

Иезекиль 23:31-34 —

Столь сильный образ не может не врезаться в память. Не случайно даже Иисус Христос в Гефсиманском саду просит Отца, если можно, пронести мимо эту чашу. Образ чаши со страданием стал нарицательным.

Псалом 117:14 —

Наша задача – слышать Его пение нам каждый день… и, вдохновляясь Его музыкой, петь самим!

Прекрасное пленяет навсегда.
К нему не остываешь. Никогда
Не впасть ему в ничтожество. Все снова
Нас будет влечь к испытанному крову


С готовым ложем и здоровым сном.
И мы затем цветы в гирлянды вьем,
Чтоб привязаться больше к чернозему
Наперекор томленью и надлому.


Высоких душ, унынью вопреки
И дикости, загнавшей в тупики
Исканья наши. Да, назло пороку,
Луч красоты в одно мгновенье ока


Сгоняет с сердца тучи. Таковы
Луна и солнце, шелесты листвы,
Гурты овечьи, таковы нарциссы
В густой траве, где под прикрытьем мыса.


Ручьи защиты ищут от жары,
И точно так рассыпаны дары
Лесной гвоздики на лесной поляне.
И таковы великие преданья
О славных мертвых первых дней земли,
Что мы детьми слыхали иль прочли.


(Джон Китс, перевод Б. Пастернака)

автор: Михаил Калинин
Об авторе >
Все публикации Михаила Калинина >

Вера, дающая спасение души: +38(063) 577-3338, Skype top707 личные отношения с Богом, духовный рост, вечная жизнь: http://a-domanov.com/vera - Ваша душа спасена?

Мы будем рады и вашему мнению

Оставьте отзыв