В первых страницах романа «Робинзон Крузо» автор Даниэль Дефо пишет о том, как отец обращается к своему сыну, которым владеют настроения, хорошо понятные очень многим – «Нужно валить отсюда!» — тут ничего не светит, за границей можно реализовать свои планы, найти свое место под солнцем.. Отец обращается нему и произносит сильную речь:
Мое место — середина, то есть то, что можно назвать высшею ступенью скромного существования, которое, как он убедился на многолетнем опыте, является для нас лучшим в мире, наиболее подходящим для человеческого счастья, избавленным как от нужды и лишений, физического труда и страданий, выпадающих на долю низших классов, так и от роскоши, честолюбия, чванства и зависти высших классов.
Насколько приятна такая жизнь, сказал он, я могу судить уже по тому, что все, поставленные в иные условия, завидуют ему: даже короли нередко жалуются на горькую участь людей, рожденных для великих дел, и жалеют, что судьба не поставила их между двумя крайностями — ничтожеством и величием, да и мудрец высказывается в пользу середины, как меры истинного счастья, когда молит небо не посылать ему ни бедности, ни богатства.
Стоит мне только понаблюдать, сказал отец, и я увижу, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что меньше всего их выпадает на долю людей среднего состояния, не подверженных стольким превратностям судьбы, как знать и простонародье; даже от недугов, телесных и душевных, они застрахованы больше, чем те, у кого болезни вызываются пороками, роскошью и всякого рода излишествами, с одной стороны, тяжелым трудом, нуждой, плохим и недостаточным питанием — с другой, являясь, таким образом, естественным последствием образа жизни.
Среднее состояние — наиболее благоприятное для расцвета всех добродетелей, для всех радостей бытия; изобилие и мир — слуги его; ему сопутствуют и благословляют его умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия.
Человек среднего состояния проходит свой жизненный путь тихо и гладко, не обременяя себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом, не продаваясь в рабство из за куска хлеба, не мучаясь поисками выхода из запутанных положений, лишающих тело сна, а душу покоя, не снедаемый завистью, не сгорая втайне огнем честолюбия».
Поскольку термин «богатый» слишком расплывчатый и субъективный, я буду использовать термины «зажиточный» и «олигарх»: зажиточный – это тот, кто достаточно богат, но все же принадлежит, скорее, к социальной середине общества. Олигарх – тот, чьи размеры богатства делают его одним из немногих, социальной верхушкой.
Глядя в Библию, мы видим что среди людей Бога довольно много зажиточных. Кого мы можем отнести к олигархам? Иосиф. Соломон. Иосиф – крупный гос.чиновник (не бизнесмен!), 2-й человек в государстве после фараона, делает бизнес, используя, как сейчас говорят, административный ресурс. Т.е. Иосиф – классический олигарх нашего времени.
Соломон – царь и бизнесмен в одном лице, сосредоточил в своих руках политическую и экономическую власть сразу. Такие примеры современных диктаторов мы тоже знаем – многие африканские и ближневосточные лидеры, а также лидеры современных государств на территории СНГ.
Учитывая обстоятельства, сделавшие их теми, кем они стали (план Господа на каждого из них) можно уверенно сказать – это те уникальные исключения, которые только подтверждают правило: в народе Бога есть зажиточные, но нет олигархов. Почему? Господь не любит очень богатых людей? Видимо, дело все же в другом.
Разговаривая с братьями, имеющими свой бизнес (относящихся к зажиточным) я спрашивал – не возникало у них цели «распространить свои пределы», выйти в бизнесе на новый уровень, на более высокий доход?
Ответ был примерно такой: да, мысли есть, но это сопряжено с выходом не просто на новый уровень производства и дохода. Но это выход в новое социальное пространство, где совсем другие понятия, другие взаимоотношения. Там гораздо жестче, опаснее, там гораздо труднее сохранять праведность перед Богом. Мудрость от Духа просто удерживает христиан и помогает им видеть, что –
Екклесиаст — 4:6 —
Глядя в Библии и на окружающих меня христиан, я вижу таких, как Иосиф из Аримафей, таких, как Лидия из Филипп. А вот олигархов нет. Реалии нашего испорченного мира таковы, что пробиться на тот уровень, даже имея необходимые ресурсы для этого, и сохранить праведность в ее библейском понимании совершенно исключено.
Вам интересны подробности из жизни олигархов? Иисус интересовался олигархами. В 3-х его притчах присутствует человек, которого можно назвать так. Хотя каждая из этих притч самостоятельна, у них есть любопытная особенность – если их объединить в одно повествование, то получится рассказ про одну и ту же личность, где 3 разных истории естественно дополняют одна другую и создают очень выпуклый портрет человека. Все они начинаются почти одинаково –
от Луки — 12:16 —
от Луки — 16:1 —
от Луки — 16:19 —
Я всегда был уверен, что притчи Господа Иисуса Христа – это аллегории, где действуют условные персонажи, не имеющие в виду конкретных прототипов. Но как-то, читая комментарии к притче о богаче и нищем Лазаре, я прочел – «Лазарь — единственное имя, упомянутое в притчах. Если бы эта притча была условной аллегорией, где есть придуманные персонажи — богачи и бедняк, к чему тогда эта подробность – имя бедняка? И почему тогда имя богача не сообщатся?»
Вывод комментатора был такой – это не притча, а реальная ситуация, о которой многие знали. Т.е. был реальный богач и был его бедный родственник, попавший в тяжелое положение и которого он полностью игнорировал, хотя должен был позаботиться о нем.
от Луки — 16:19-22 —
Ожидания людей от богача были настолько требовательными, что они приносили больного специально и клали под его окнами, чтобы этим разбудить его совесть. Но это не помогало. Это поведение богатого родственника Лазаря настолько возмутило людей, что о нем говорили повсюду, и Иисус использовал реальную ситуацию, превратив ее в притчу.
Судя по фактам, получилось так, что Лазарь умер в итоге, не получив помощи. И вдруг совершенно неожиданно умирает и его богатый родственник. Иисус Христос напомнил людям эту историю, и продолжил ее, показав, что произошло с обоими ее участниками после смерти.
Прочитав такое толкование притчи, я задумался о двух других притчах, где тоже фигурирует богатый человек. И я попробовал продолжить это толкование и на них, предположив, что и те две истории – не вымысел, а факты из жизни этого же богача.
Иисус Христос рассказывает о конкретной личности, которую все хорошо знали. Его смерть, которая, видимо, на тот момент был свежим событием, стала источником многих разговоров и обсуждений этого человека в народе – его жизни, его поступков и т.д.
В каждой стране есть свои олигархи, и даже без интернета и телевидения люди во все времена обсуждают подробности их жизни. Иисус использовал горячий интерес людей к личности умершего олигарха и рассказал три подлинные истории о нем, просто добавив к каждой из них духовный комментарий.
Судя по притче о безумном богаче, его смерть произошла в момент сбора урожая в стране, и как раз на его полях был просто огромный урожай. Настолько большой, что выяснилось – всех его хранилищ просто не хватит, чтобы все собрать.
от Луки 12:16-19 —
И именно в это момент такого потрясающего благословения, он вдруг скоропостижно умирает. Естественно, что такое событие не могло не стать пищей для разговоров. Господь Иисус напоминает обстоятельства его смерти, историю с бедным родственником и добавляет к ним то, что мог знать только Бог – что чувствовал этот человек когда умирал, в последние минуты, и что произошло с ним после смерти –
от Луки 12:20 —
от Луки 16:27-31 —
Мне нравится подход Господа Иисуса, потому что Ему даже не нужно было придумывать темы, жизнь очень богатых людей – сама по себе настолько поучительная картина, что глядя на нее духовным взглядом, видишь сплошные готовые уроки.
В России судьбы Ходорковского, Березовского, Абрамовича — готовый материал для уроков, живи Иисус Христос в сегодняшней России, он бы спокойно использовал обстоятельства их жизни для своих историй, прибавлял бы духовный комментарий и получались бы готовые притчи.
Попробуем посмотреть на характер и убеждения этого человека из притчи, которая, судя по всему, тоже не вымысел, а реальное происшествие, которое случилось на одном из его имений, с его топ-менеджером, и которое тоже широко обсуждалась людьми. Господь Иисус и тут ничего не придумал, просто пересказал ее заново и добавил духовный комментарий:
от Луки 16:1-9 —
Что означает такая милостивая реакция олигарха на действия своего подчиненного? Он не убил его, не посадил в тюрьму. В первый раз, узнав о воровстве, он просто решил прогнать его. Узнав о его новой афере, он развеселился от его находчивости и опять никак не отреагировал.
Он восхитился смекалкой подчиненного, хотя отлично понимал, что это опять кража из его кармана. Его одобрительная реакция помогает многое понять о его собственных жизненных и деловых качествах. Крупный циничный деловой хищник оценил ход мысли более мелкого, отдал должное его хватке.
Он хорошо понимал, что махинация со списанием долгов ударила по его собственному карману – но никаких репрессий не последовало, судя по всему. Вывод, который напрашивается – эти потери для него были как капля в море.
Видимо, таких имений у него было не одно. И это, возможно, было далеко не самое большое. Предположим, что ему донесли о повторной проделке управителя с долговыми обязательствами в тот момент, когда у него голова болела только об одном – что делать с этим огромным урожаем зерна? Как в короткие строки построить или купить новые амбары?
Как набрать нужное число работников для жатвы? Он просто отмахнулся от этой ситуации со списанными долгами – не до нее. Но тогда это был действительно олигарх, человек с широким размахом.
от Луки — 16:19 —
Детали подчеркивают его уровень, показывают роскошь, в которой он жил. Он одевался в порфиру и в тонкую красивую льняную ткань. Так описывается одежда первосвященников, которая стоила огромные деньги. Они одевали ее только на службу в храме – он носил ее ежедневно дома. И каждый день пиршествовал блистательно.
Пищу ели руками и в очень богатых домах, руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали. Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь. Богача нельзя назвать жестоким, как по обращению с менеджером, так и по обращению с Лазарем. Ведь он же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома.
Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не пинал его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю. Грех заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря. Его не интересовали нужды ближних. Богач попал в ад не за то, что он сделал, а за то, чего он не сделал.
Из 3-х историй встает очень современный, очень реалистичный, очень сложный образ. Это не законченный негодяй, это живой человек, в котором видно и хорошее, и плохое. Он использует свое богатство, чтобы отгородиться от людей и их нужд – но в то же время он переживает за своих братьев. Он, скорее всего, не был женат — ни в одной из притч не упоминается о жене и детях.
В аду он просит предупредить своих братьев, но не своих домашних — красноречивая деталь. Стиль его жизни исключал отречение и служение, связанное с семейными заботами. Видимо, предпочитал иметь дело с наложницами и блудницами.. Если Соломон помимо развлечений занимался серьезными проектами, то богач, судя по 3-м историям, занимался исключительно самоублажением.
Из 3-х притч возникает образ крайне одинокого человека, чья уверенность опирается исключительно на свои материальные возможности. Ни одного надежного друга рядом, только корыстные помощники. Не доверяет никому.
Можно сказать – это картина о любом из нас, помещенном в соответственные условия.
Я думаю, что истории о русских олигархах новейшего времени когда-нибудь будут использованы для написания книг и создания фильмов, потому что практически все они – обычные люди, за несколько лет благодаря стечению разных обстоятельств получившие в свои руки миллиарды. И с каждым из них произошли определенные человеческие трансформации, изменения личности. Все они стали не вполне реальными о себе, о людях, о жизни.
Истории о богаче и духовные комментарии Иисуса к ним – наверное, самое яркое предупреждение для нас: «не лезьте слишком высоко. Даже в мыслях».
Откровения 3:17-18 —
— тут сказано о слепоте людей, богатых в своих глазах (т.е. об их неспособности объективно увидеть себя — мешает ложное чувство уверенности, рожденное теми возможностями, которые есть у них, но отсутствуют у окружающих).
Отец Робинзона Крузо, призывая его быть в социальной середине, не гнаться за богатством, фактически сделал ему урок по Библии, напомнив отрывок из Притч —
Притчи 30:7-9 —
Это молитва духовного человека, хорошо осознающего все опасности больших материальных возможностей без четкого понимания, для чего они тебе даны – «не опускай меня на дно и не поднимай меня слишком наверх. Дай мне быть в середине».
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Спасибо за твой труд брат!!
Храни тебя Всевышний!!
автор: Каролина Краус
• Об авторе >
• Все публикации Каролины Краус >