Главное, что они говорят о Христе, и я рад этому (Филипийцам 1:18)

Цель этой небольшой работы – не столько дать окончательные ответы на поставленные вопросы, сколько задать направление для размышления с Библией в руках.

Не так давно одна сестра спросила меня о том, что я думаю о факте учебы членов церкви в учебных заведениях других конфессий, а также о возможности членов церкви нести служение в других конфессиях. В результате обозначилась тема существования границ.

Каждая община – группа – семья имеет границы «свой-внешний», что является неизбежным условием поддержания жизнедеятельности. Тело имеет границу – кожу, чешую, панцирь, защищающую ее от внешней среды. Семья не пускает в квартиру никого, кроме своих членов и близких друзей. Любая община не может сказать, что нет никакой разницы между своими членами и теми, кто приходит извне.

Не является ли наша вера в Христа условием, помогающим упразднить границы? Очевидно, что не является, поскольку верим мы по-разному, и самые разные конфессии с разной практикой служения, прославления и миссии существуют уже два тысячелетия, не находя общего языка друг с другом.

Мы привыкли видеть причину этого в грехе, вызвавшем разделение в изначально единой церкви. Мой опыт жизни во Христе постепенно сформировал во мне понимание, что это объяснение учитывает только один аспект явления. Таким образом, разговор с сестрой сдетонировал во мне процесс обобщения накопленных мыслей и наблюдений.

Я решил записать все это в виде ряда положений с открытыми следствиями, не ставя себе целью расставить все точки над «и». Более того, все эти положения могут быть оспорены, поскольку это – мысли, открытые для обсуждения, а не окончательные выводы, не подлежащие критике.

Почему существуют разные конфесии (разный взгляд на одно и то же слово Бога и различные практики по Его применению?)

Представьте свою жизнь в том случае, если бы не существовало той общины, в которую вы пришли. Я совершенно точно не пришел бы в православный храм. В идеальном случае – если б только в моем подъезде жил бы дьякон Андрей Кураев (условно говоря). Но он – неформальный миссионер православного образца, т.е наиболее похожий по своим личным качествам на тех ребят из миссионерской команды, которые меня повстречали в1995 г.

Пару лет назад одна из заказчиц в нашей типографии, девушка из прихода Косьмы и Дамиана в Москве, усиленно приглашала меня на семинар к ним, и, общаясь с ней, я опять подумал, что, если бы я до сих пор не нашел бы Бога, то под ее влиянием я бы пошел туда. Другими словами, и А.Кураев, и эта девушка увлекли бы меня именно потому, что обладали теми качествами, которые я увидел у христиан, когда-то пригласивших меня на домашнюю беседу по Библии.

Учась в институте, я общался с последователями ислама, буддизма, ходил к пятидесятникам, иеговистам, смотрел и слушал с любопытством, но никакого желания остаться не возникало. Сейчас могу четко сказать, почему. Даже не потому, что я был не согласен с тем, что слышал.

Главной причиной было ощущение давления от ожиданий, связанных со мной – “ты будешь делать то, что мы тебе говорим”? Эти ожидания не были чем-то плохим сами по себе, они были даже вполне логичными, но я не чувствовал, что интерес ко мне — бескорыстен, т.е. не связан с тем, соглашусь я с их предложениями или нет.

Как только я говорил, что не готов начать делать то, что они предлагают, интерес ко мне в глазах людей быстро улетучивался. Все это слишком было похоже на организацию, а я меньше всего хотел стать частью организации, как бы это все не называлось.

Это продолжалось до тех пор, пока я не встретил людей, в глазах которых я увидел ожидания без давления. Они сказали – да, нам очень хочется заниматься с тобой Библией, но если не хочешь, будем просто дружить.

Учитывая мои личностные особенности, мое воспитание и мое окружение, можно довольно точно спрогнозировать мою жизнь до настоящего момента, не повстречай я в свое время тех, кто показал мне картину церкви, увлекшую меня. Я до сих пор пребывал бы в миру. Я не пришел бы в православный храм (некому было привести, некому было повлиять на меня своей личностью).

В области поиска церкви на меня всегда оказывали влияние личности, а не место и процессы, в нем происходящие. Таков мой склад, и такова моя картинка Бога. Другие люди устроены иначе. Они попадают в иные конфессии. Можно сказать обо мне, что я мог прийти только в церковь протестантского направления, поскольку только там я бы мог увидеть образ Бога, отвечающий моим внутренним запросам.

Факт существования множества разных конфессий в рамках одной религии вытекает даже не из факта греховности человека, а, прежде всего, из свободы выбора, которая есть у человека. К этому можно подходить с разных позиций. Я выбрал в данной статье субъктивно-биографическую, потому что она наиболее органична для меня и помогает понять то, что сложно понять, если смотреть с исключительно богословских позиций.

Собственный опыт помогает найти ту уверенность, которую было бы сложно найти иным способом. Слепорожденный, излеченный Иисусом, на авторитетные заявления гораздо более сведущих, чем он, людей, о том, что исцеливший его – грешник, сказал: «Возможно и так, вы знаете больше меня. Я же знаю лишь одно – что был слеп, а теперь вижу».

Далее он высказал богословские аргументы, которые привели его оппонентов в ярость. Вряд ли он осмелился это озвучить, если бы его смелость не опиралась непосредственно на то, что с ним произошло. Смелость моих утверждений вытекает из того же источника.

Говоря с православным оппонентом, для которого протестантская община есть нечто аномальное, чужеродное, лежащее вне исторической и культурной традиции, я бы уверенно чувствовал себя именно в той личной позиции, которую занял исцеленный слепорожденный.

Я бы смог понятно показать, что, учитывая мои обстоятельства, к Богу я смог бы прийти только с помощью протестантской общины, а не православного прихода, альтернативой ей было бы мое беззаконное пребывание язычником, не имеющим никаких шансов на изменения в жизни.

И оппоненту пришлось бы согласиться, что, при всех оговорках, моя община сыграла благую роль, послужив инструментом моего обращения и сделав ту работу, которую оказался не в состоянии сделать его приход.

Конечно, идеальным вариантом, с его точки зрения, был бы мой последующий переход в «настоящее», православное христианство. Но, если я на это не согласен, то, опять же, лучше для меня пребывать в своей общине, чем в миру.

Таким образом, можно выработать определение, служащее неким общим знаменателем для разных конфессий – а именно, что каждая община, несущая Благую весть о спасении через примирение с Богом посредством принятия Христа играет определенную роль в Его замысле. Это убеждение отталкивается от Филл. 1:18 —

Вызов из Рим. 2:24 —

лучше не применять к другим общинам, его лучше всего применять к тем, кого хорошо знаешь (конкретным членам своей церкви или представителям других конфессий, с кем у нас очень близкие отношения и чью жизнь мы хорошо знаем – но не к их общине в целом!).

Та легкость, с которой мы вызывали в неправильном христианстве представителей других общин, исключительно по факту их принадлежности к ним, и следствия этого (обида, непонимание и отчуждение) свидетельствовали больше о нашей незрелости (“хочешь, мы низведем на них огонь с неба?”) чем о духовной радикальности.

Мой сотрудник, принадлежащий к общине, представляющей нечто среднее между традиционной харизматической церковью и Международными церквями Христа, в разговоре на эту тему высказал свою точку зрения. Он был убежден, что существование разных общин с разными практиками прославления и обращения людей отражает разный склад личностей людей, приходящих в них.

Другими словами, именно особенности личности человека, а не его греховная составляющая, в первую очередь определяют, почему он пришел в ту или иную конфессию. Именно это объясняет, почему люди, порой много лет находившиеся в одной общине, вдруг уходят из нее, и не в мир, а в другую конфессию.

Люди из протестантских церквей уходят в традиционные церкви, и наоборот. Проще всего объяснить это грехом человека, но грех – логичное объяснение того, что человек ушел из церкви в мир, с переходом же в другую конфессию все не так просто.

Далеко не всегда греховные мотивы как объяснение перехода позволяет понять произошедшее, особенно, когда есть факты того, что в новой общине человек показывает плоды своего служения, которых у него не было прежде.

Каждая конфессия формирует свой подход к образу Бога, Библии, служения, прославления, миссии, и, соответственно, это влияет на картину церковной жизни в каждой из общин. Каждый человек в поисках Бога вслепую нащупывает свою церковь, идя от противного, и только найдя ту, где образ Бога, который формируется атмосферой церкви, отвечает его внутренним запросам, он говорит себе “вот здесь – то, что я считаю настоящим”.

Хотя часто он сам не может объяснить себе, из чего родилось это ощущение. Именно этот неосознаваемый до конца поиск – основная причина перехода людей из одной конфессии в другую. Понимание этого, как мне кажется, может помочь смотреть на людей в других общинах так же просто и спокойно, как смотрел Иисус, не закрывая глаза на существование границ и не отказывая им в общении.

Особенности каждой конфессии отвечают особенностям людей, приходящих в них. Если мы согласимся, что потенциально в каждой общине есть люди, которых можно назвать христианами с библейской точки зрения и если мы согласны, что не пребывание в определенной группе спасает человека, то есть все предпосылки для того, чтоб принять эту трактовку – что люди, пришедшие в другие общины, навряд ли пришли к нам. А значит, то, что они находятся там – однозначно хорошо. Альтернативой для них было бы только пребывание в миру.

Православная церковь официально озвучила, что она не берется определять наличие или отсутствие благодати (спасения) в инославных конфесиях, видя тут непознаваемый промысел Божий. Думаю, это тот пример мудрого и скромного подхода, в котором мы вполне можем подражать им.

Именно убеждения, а не личные свойства характера, помогают сохранять скромный подход к факту существования других общин. Та надменность и гордость, которую я не раз замечал в прежние года у себя и у членов своей церкви по отношению к другим конфессиям, являлась симптомом отсутствия глубоких убеждений в этой области.

Сейчас для меня направление размышлений в этой области задается отношением Иисуса к другим группам. Видно, что Его это не напрягало, Он мало переживал о том, что кто-то проповедует о Нем и исцеляет его именем, а ”не ходит с Ним”.

Он ни разу в евангелиях не дал учения о том, как строить отношения с другими группами верующих (фарисеи, ессеи, саддукеи и пр.), Сам же общался с ними очень свободно и учил их, если те хотели слушать, так же, как и свою группу.

Павел сумел научиться этому, пройдя путь от яростной нетерпимости к отношению, выраженному в Рим. 9-11 гл., где он говорит о тех, кто не принял Христа, принимая остальное послание Библии. Наша задача проще — мы видим вокруг себя тех, кто называет Христа Господом и Учителем, но не совпадает с нами в понимании того, что принципиальное, а что второстепенное, и кто не в состоянии отделить прямое учение Библии от обрамления традиций, принимая то и другое как единое целое.

Иисус Христос учил всех, кто слушал, не разделяя их по конфессиональной принадлежности.

от Луки 12:35-48 —

– судя по вопросу Петра, слушали его в этот момент, помимо апостолов. представители других групп, но учение Иисуса здесь – это не “молоко и мед”.

Видимо, Петра удивило, что столь твердую пищу Господь Иисус дает не только им но и представителям других общин, ставя одинаковые вызовы перед всеми и в равной степени говоря всем о своих ожиданиях. Легко представить себе современный вариант этой сцены, где присутствуют члены всех существующих конфессий – и Иисус не обращается к каждой группе особо, а дает учение, адресованное ко всем сразу и одинаково актуальное для всех.

Фил. 1:18 –
— “главное, что они говорят о Христе, и я рад этому” (совр. пер.) – вот вызов, общий для всех конфессий. Я не вникаю в мотивы и степень понимания Слова у тех, кто несет Благую весть помимо меня и членов моей церкви. Нам нечего делить, мы союзники и сотрудники, а не враждующие стороны или конкуренты. Не наша задача также судить о спасении тех, кто в других общинах (“не внутренних ли вы судите”?)

Нам нужно вырабатывать понимание того, что все мы плывем на одном ковчеге в океане агрессивного неверия. Не закрывать глаза на то, что многое мы видим и понимаем по-разному, но не делать это поводом для отчуждения и противостояния.

автор: Михаил Калинин
Об авторе >
Все публикации Михаила Калинина >

3 комментариев

Добавить комментарий
  1. Каролина

    Спасибо, всё мне позволительно но не всё полезно, я хочу быть послушной ученицей Христа и буду молиться и просить Духа Святого чтобы Он наполнил нас мыслями нашего Спасителя Христа чтобы мы слышали как стучит ЕГО сердце как это слышал Его ученик Иоанн который возлежал у Христа на груди и который стоял у креста Голгофы вместе с матерью Христа, благодарю БОГА за вас всех и славлю ЕГО имя!!
    Я любима Богом и возлюбленная Им, Его сын Христос угоден Отцу а значит угодна и я потому что я верю мой Спаситель жив! Я преображаюсь через созерцание а не через борьбу! Я смотрю на Иешуа и вижу славу ЕГО!! спасибо драгоценные мои я вас люблю!! *IN LOVE* *IN LOVE* *IN LOVE*

    автор: Каролина Краус
    Об авторе >

    Все публикации Каролины Краус >

    Ответить
  2. Алла Мурина

    Большое спасибо за прекрасный совет относительно конфессий. «Главное, что они говорят о Христе…» Да благословит Вас Господь на долгие лета!

    автор: Алла Мурина
    Об авторе >
    Все публикации Аллы Муриной >

    Ответить
  3. Хорошая статья. Прям даже и возражать сильно не хочется. Помню несколько лет назад читал подобную, только там, как мне показалось, почти все религии и веры (в т.ч. мусульмане, буддисты, иудеи) были усажены в «один ковчег» в защиту от «океана агрессивного неверия». Статья тоже понравилась. Тоже возражать не хотелось.

    Процитирую вот только кое-что из «сравнительного богословия», тоже, возможно, «задав направление для размышлений»:

    «Однако упрощением проблемы было бы объяснять распространение этих настроений (антиэкуменических) невежеством, фанатизмом или ксенофобией.

    Нельзя не вспомнить, что нынешние противники участия Православной Церкви в экуменическом движении опираются на весьма определенную, в том числе и богословскую, традицию внутри самой Русской Православной Церкви и что традиция эта представляется более солидной и основательной, чем та, в которой утверждаются их оппоненты. Не следует видеть всех критиков пройденного пути экуменического делания ретроградами или сторонниками исторического иллюзионизма.

    В завершении отметим, что на сегодняшний день экуменическое движение находится в кризисе. Прежде всего, в среде Поместных Православных Церквей растет чувство глубокого разочарования по отношению к тем целям и задачам, которые ставит перед собой современное экуменическое движение. По этой причине для Православной Церкви очень важно определить свое отношение к этому движению, а также четко обозначить пределы своего в нем участия.»

    Ответить

Добавить комментарий

Subscribe without commenting

Чтоб получать новые статьи сразу на свою почту, введите сюда свой e-mail:

Ваш e-mail надежно защищен. В каждом выпуске есть ссылка чтоб отписаться.

118 популярных уроков из Библии в алфавитном порядке:
1. 12 причин, почему Иисус Христос пришел на Землю
2. 209 имен Иисуса Христа
3. 300 задокументированных эпизодов жизни Иисуса Христа в хронологической последовательности Евангелий (гармония)
4. 50 причин, по которым Христу надлежало пострадать и умереть
5. Апологетика и христианское мировоззрение
6. Бесы и суеверия: вся правда о "нечисти", ч. 1
7. Библия и нетрадиционная сексуальная ориентация
8. Библия против олигархов или гимн среднему классу
9. Божество Иисуса Христа
10. Божье Слово о нашем жительстве на небесах
11. Большие пророки и писатели-романисты
12. Брак, развод и повторный брак
13. Бытие и Новый Завет (изучение Библии)
14. Вера героев Бытия
15. Вера и сомнение
16. Вера
17. Видео: Вручи себя Христу (видео)
18. Вспоминайте жену Лота
19. Выход Авраама. Какова должна быть реакция на Божьи призывы
20. Давид и Езекия - безоглядность веры
21. Давид: сердце любящее Бога
22. Двенадцать силлогических доказательств, подтверждающих существование Бога
23. Десятина в новозаветное время
24. Дневник Иеремии
25. Домашняя церковь
26. Евангелие от Иоанна (комментарии)
27. Евангелие от Луки (комментарии)
28. Евангелие от Марка: Профессионализм авторов евангелий и реакция читателя на действие
29. Евангелие от Матфея (комментарии)
30. Евангелия об отношениях с Иисусом. Тайная вечеря
31. Зависть
32. Знакомство с апостолами
33. Иов
34. Исайя: стоя у подножия
35. Исповедь
36. Истории жизни + уроки: ..и пришел Ангел...
37. Как использовать апологетику в евангелизации
38. Как практически созерцать Господа Бога
39. Как слышать голос Бога?
40. Книги об Иисусе Христе
41. Когда 1 не равен 1
42. Конец света: "Мания 2012"
43. Корова цвета крови
44. Красота Библии спасет мир
45. Крещение младенцев: есть ли основание в Библии?
46. Крещение: Приведите дорогу в порядок - едет царь!
47. Крещение: рассмотрим доктрину
48. Личные отношения с Богом (аудио-семинар, 17 часов)
49. Личные отношения с Богом. Часть 1-я: Ценность личных взаимоотношений с Богом
50. Любовь (аудио-семинар, 7ч 54мин)
51. Многократно и многообразно
52. Молитвы Авраама
53. Муж скорбей и изведавший болезни, часть 2
54. Наблюдай и будь спокоен
55. Настоящая религия: Забота о бедных
56. Наша награда (урок из Библии)
57. Наши ожидания и наши представления
58. Не такой уж Ветхий (изучение Библии)
59. Нечистота (изучение Библии)
60. Ножницы (урок из Библии)
61. Отказ от самостоятельности
62. Откровение Иоанна. Апокалипсис. часть 1
63. Откровение Иоанна. Апокалипсис. часть 2
64. Отношения с Богом: Любовь к Богу
65. Панки Ветхого Завета
66. Пасха (1)
67. Пасха (2)
68. Пасха! Христос воскрес!
69. Пасха: 1-е воскресенье после Пасхи
70. Истинное значение Пасхи: Почему эта ночь такая особенная?
71. Песни Песней (изучение)
72. Песни Песней (аудио-урок)
73. Петр и ветхозаветные пророки>
74. Подтверждение достоверности Евангелий
75. Поиграем в Бытие
76. Покрытие головы (изучение Библии)
77. Послание евреям
78. Послания – эпистолярный жанр Библии
79. Последствия зла в нашем мире
80. Почему Иисус Христос пришел на землю
81. Поэтика Асафа (изучение Псалмов)
82. Прекрасное далеко
83. Притча о двух должниках
84. Притчи о богаче и Лазаре, и о девах со светильниками
85. Притчи
86. Проблема зла и существование Бога
87. Пророки среди нас
88. Пророки: Поэзия и проза
89. Пророчества об Иисусе Христе и факты их исполнения
90. Просить большего
91. Псалом 106
92. Псалом 150 или "продолжение следует"
93. Псалом 31 и 50
94. Псалом 35
95. Псалом 39
96. Псалом и молитва Иисуса Христа
97. Рабство (изучение Библии)
98. Свой среди чужих, чужой среди своих
99. Семья лидера нации
100. Сколько денег тебе нужно?
101. Служение: Илия и Елисей
102. Спасение и грех в жизни христианина (видео)
103. Стабильность эпохи Соломона (изучение Библии)
104. Суббота (изучение Библии)
105. Тайна последней трубы
106. Твой подарок для Него
107. Толковании Библии
108. Умереть и Воскреснуть со Христом, часть 1
109. Учителя и пророки
110. Христианское радио прослушать online
111. Христианство и психология, часть 1
112. Целенаправленная молитва, усиленная постом
113. Человек, которого Господь дал нам в пример
114. Что происходит после смерти?
115. Чудеса, публично совершенные Господом Иисусом Христом
116. Я говорю Иисус - подразумеваю небеса, говорю небеса - подразумеваю - Иисус
117. Язык Второзакония
118. Языческое наследие (поэма)



Пожертвуйте, пожалуйста, на развитие проекта >

• Copyright © 2011-2016г. Все материалы сайта авторские, защищены и разрешены к копированию только с активной ссылкой на страницу текста.
Поделиться на Facebook Поделиться
Загружается...
Поделиться на Twitter Tweet
Загружается...
Поделиться на Google Plus Поделиться
Загружается...
Поделиться на Pinterest Поделиться
Загружается...
Поделиться на Linkedin Поделиться
Загружается...
Поделиться на Delicious Поделиться
Загружается...
Поделиться на Vkontakte Поделиться
Загружается...
Версия для печати Печать