Притча Иисуса Христа о двух должниках:
Евангелие от Луки 7:36-50 —
Действие происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека строился в виде квадрата, и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора. Во дворе часто был сад, огород, может – бассейн, беседка, где в теплое время года кушали.
Три обычая всегда соблюдались при приеме гостя:
1. Хозяин встречал гостя.
2. Обнимал, и в знак мира целовал его.
2. Хозяин непременно оказывал уважение знаменитому раввину. Дороги были пыльными, а обувь состояла из сандалий. Поэтому ноги гостя всегда омывали холодной водой, чтобы смыть с них пыль и освежить их.
Кроме того, сжигалась палочка приятно пахнущего ладана, либо же капали на гостя каплю розового масла. Правила хорошего тона требовали исполнения всех этих обычаев. Как видим, Симон ни одного из пунктов не сделал.
И это вызывает вопросы. Если не уважаешь гостя, зачем тогда приглашать? А если сам же пригласил, то почему так встретил?
Зачем фарисей Симон вообще пригласил Иисуса Христа к себе в дом? Для этого может быть три причины:
1. Возможно он просто восхищался Иисусом и симпатизировал Ему? Но его неучтивое поведение не согласуется с этим.
2. Может, это провокация — пригласил Иисуса с намерением выманить у Него слова или действия, на которых можно было бы затем построить обвинение против Него. Маловероятно, потому что в стихе 40 Симон обращается к Иисусу, называя Его «учителем». Фарисеи не обманывали. Он бы так не назвал Иисуса при народе, если бы не считал его таковым.
3. Вероятней всего, Симон — тщеславный человек, приглашающий знаменитых людей — он с полупокровительственным презрением пригласил Иисуса пообедать с ним, раз Он пользуется популярностью. Этим лучше всего можно объяснить странное сочетание некоторого уважения с явным пренебрежением (из комментариев Баркли).
Так или иначе, Господь Иисус, будучи наблюдательным, все это подметил и выводы сделал, но никак своей реакции на неуважение не показал, как ни в чем не бывало улегся и принял участие в обеде и общении.
Интересно — о чем они общались за столом? Ваши предположения? С одной стороны, Иисус никогда не вел отвлеченных разговоров, ни о чем, с другой стороны — какие темы они могли там затрагивать? Наверное, они говорили о темах, которые предлагал хозяин — какие-нибудь сложные отрывки из Писаний, Симон высказывал свое толкование и спрашивал, что гость думает на этот счет?
Тут на сцене появляется женщина. Откуда она там взялась? Когда на обеде в таком доме присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди; им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде этой женщины. Вошла с группой других.
На обеде люди не сидели, а возлежали за столом. Они ложились на низкие ложи, опираясь на локоть левой руки, правая рука оставалась свободной, причем ноги вытягивали назад; и сандалии снимались. Этим объясняется, почему женщина оказалась позади у ног Иисуса. Почетные гости возлежали за столом, остальные приглашенные сидели вокруг и почтительно слушали, о чем говорят за столом.
О женщине, как и о хозяине, не сообщается никаких фактов, но есть многозначительные детали. Она вытирала ноги Иисуса Христа своими волосами.
Распущенные волосы — красноречивая деталь. Появление иудейской женщины с распущенными волосами в обществе мужчин было верхом неприличия.
Вступая в брак, девушка повязывала свои волосы, накрывала голову покрывалом и уже больше никогда не появлялась среди людей с непокрытой головой. Только незамужние и блудницы ходили с неприкрытыми головами. А незамужние девицы вообще не могли никаким образом оказаться одни в чужом доме в мужском обществе, без родителей или старших родственников и тем более вести себя вызывающе.
Женщина, одинокая, незамужняя или вдова, с распущенными волосами в чужом доме среди мужчин – для восточного слушателя этой характеристики было достаточно, чтобы составить о ней совершенно однозначное мнение.
До этого все протекало так, что у Симона не возникало ощущения неправильности происходящего. Все проходило в соответствии с его ожиданиями от встречи. Я его хорошо понимаю — пригласил в гости незнакомого человека, но все идет более чем хорошо — я буду всем с удовольствием рассказывать, как принимал у себя дома скандально известную знаменитость.
Как там рассказывал Хлестаков в «Ревизоре» у Гоголя: «С Пушкиным я на дружеской ноге. Бывало, скажешь ему – ну что, брат Пушкин? Да так, говорит, как-то все.. Большой оригинал».
И вдруг гость начинает вести себя неадекватно. Он не должен был позволять женщине прикасаться к себе. По логике, он должен быть оглянуться, посмотреть, кто к нему прикасается, сообразить что она нечиста и ее прикосновения осквернят, оттолкнуть ее ногой и приказать вывести вон. Но Иисус Христос позволил ей делать с ним все что она делала.
Фарисей Симон не говорит ничего вслух, но про себя формирует умозаключение: его гость – самозванец. Ни один учитель закона так себя не повел бы. Тут Иисус Христос говорит ему: — Послушай историю о 2-х должниках.
Притча — это короткий рассказ, прослушав который мы понимаем, что суть не в нем самом, а в том, что его рассказали именно в контексте данной ситуации, т.е. вся соль в его подтексте.
Мы прибегаем к иносказанию в реальной жизни по разным причинам, но в любом случае, подобный способ что-то донести говорит о том, что мы тем самым переходим на иной уровень общения — не прямолинейный, а более интимный, доверительный, что ли.
Иисус не хотел осудить хозяина (хотя было за что) а если и хотел вызвать, то он сделал это очень тонко и аккуратно. Больше видно Eго желание чему-то научить, что-то объяснить, а не обличить.
Динарий — дневная плата, причем не минимальная. 1 динарий — хорошая средняя зар.плата. 50 динариев — зар.плата за полтора месяца. 500 — за полтора года.
Сравните психологически — вы задолжали кому-то сумму равную полуторамесячной вашей зар.плате, и другому человеку — равную полуторагодовой. И нужно срочно отдавать.
У меня в 1-м случае (долг — зар.плата за полтора месяца) будет болезненный шок, потому что есть накопления — и значительную часть придется отдать. Но второй долг (средняя зар.плата за полтора года) — это катастрофа, потому что нет столько накоплений. И продать нечего, по большому счету. Телевизор там, холодильник, машина стиральная — все б/у, мебель — тоже б/у; в лучшем случае треть может наберу, и то вопрос. Квартиру продавать, что ли?
Господь Иисус не зря назвал в притче такие цифры. Первый долг — болезненно, но в целом не смертельно, можно выкрутиться. Но второй — это катастрофа..
Иисус всегда предлагает неудобный выбор. Вот и тут – выбери, кто ты из 2-х должников.
1. Я должен 50 динариев. Все что было прежде — списано при крещении, а то, что есть сейчас (грехи, ошибки, какие-то вещи долго не меняются и т.д. — это да, не сказать что пустяки, но не смертельно, мы можем с этим разобраться).
2. Я должен 500 динариев (я смотрю на себя и думаю — как я вообще могу быть рядом с Иисусом, как я могу быть на Небесах, как я могу находиться в церкви, как я могу оказывать влияние на это мир, на людей — такой, каким я себя знаю?) — честно, я — худший из всех христиан.
Симон себя чувствовал как должный 50. Затрагивая тему прощения — если я чувствую себя как Симон, как восприму факты благословения людей, которые его совсем не заслужили? Еще конкретнее — я вижу, как сильно благословлены не посторонние люди, а те, кто грешили против меня?
Женщина вылила на ноги Иисуса большое состояние. Не знаем, откуда у нее это оказалось. Может наследство или подарок богатого любовника. Но она взяла и вылила. Причем вылила, не зная, как Иисус отреагирует на то, что она вообще его трогает.
Она видела его в первый раз, возможно. Не подсчитывала риски. Мы знаем примеры, когда люди в Библии что-то рискованное делали, подсчитав стоимость сначала. Но она явно не подсчитывала. Она вела себя как должная 500 — т.е. делала все, будучи уверенной, что это все равно не поможет ей. Это просто знак того, что она ничем не дорожит — ни репутацией, ни сбережениями.
Она верила, что подошла к Мессии и показала Ему — я ничем не дорожу, я все понимаю, я знаю что мне ничего не светит. И плачу. Симон это все видел, но его все равно занимала одна лишь тема: это просто невозможно — нельзя ей быть здесь, нельзя позволить ей находиться среди избранных.
Почему Иисус рассказал в данной ситуации историю о списании долга? Симон отказывался принимать женщину. Он это делал не потому, что она лично ему причинила что-то плохое. Больше по своим внутренним установкам. Ну как кто-то не может нормально воспринимать азиатов-мигрантов, просто переносить их не может. Или кавказцев. Притом что лично ему они ничего плохого не сделали. Просто не принимает их.
Может, есть люди, о которых мы думаем — слава Богу. Мы живем в разных городах, разных странах, и мы не пресекаемся. Это непринятие. Мы понимаем, что это неправильно, но ничего поделать не можем. Человеческими усилиями это невозможно исправить. Иисус Сам сказал об этом в притче.
Только воспринимая себя должным 500 динариев, мы можем под правильным углом смотреть на других людей. Делать правильные выводы о том, что им можно и чего нельзя. Что они заслужили или не заслужили. Иисус хотел сказать Симону (и мне) — если я чувствую себя перед Богом как должный 50 – у меня сбит прицел. Я физически не способен видеть все под правильным углом.
Если бы Симон воспринимал себя перед Богом как женщина (я должен столько, сколько невозможно отдать), он бы совсем по другому принял Иисуса. Он бы по другому смотрел на женщину. По своей природе мне и любому из нас намного легче быть в позиции должного 50.
Один раз, когда Иисус рассказал очередную притчу, Петр спросил Иисуса – ты это сказал только для нас или для остальных тоже? Иисус всегда говорил, обращаясь ко всем, кто слушает, ожидая, что каждый примерит сказанное к самому себе, не оглядываясь на окружающих. Верит в Бога – не верит, в церкви – не в церкви, Иисус не делил людей.
И история про должников – это история как каждый из нас сегодня себя чувствует перед Богом:
«У меня в целом нормально, хотя конечно есть проблемки» или
«Я худший из всех людей, как меня Бог еще терпит» — это восприятие себя определяет как мы относимся к окружающим нас. Как мы принимаем их. Или не принимаем. Как прощаем их. Или не прощаем.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Не оставайся должен никому!
*IN LOVE* *IN LOVE* Спасибо, брат, очень глубокая тема и мне стало много понятно. Благодарю Господа Христа за ЕГО мудрость и за твою веру!!
автор: Каролина Краус
• Об авторе >
• Все публикации Каролины Краус >