Я увидел небо в открытую дверь
Это не значит почти ничего
Кроме того, что, возможно, я буду жить
Я буду жить еще один день
Я не смертельно болен
Но я в лазарете, стерильный и белый
И не выйду отсюда пока не придет
Доктор твоего тела
Я не буду лгать врачу
Это было и раньше
Мой приступ не нов
Это не значит почти ничего
Кроме того, что, возможно, мы будем жить
Я очнулся рано утром,
Я увидел небо в открытую дверь.
Это не значит почти ничего,
Кроме того, что, возможно, я буду жить»
(Наутилус Помпилиус, «Доктор твоего тела»)
Какое-то время тому назад я ощутил себя в духовной пустыне. Мои отношения со Словом стали похожи на передвижения по пескам от одного редкого источника до другого. Того, что я читал, хватало, чтобы напоить себя, и только. Если до этого был длительный период, когда я шел по «земле рек и озер», зачерпывая и делясь, то теперь наступила засушливая полоса.
Я заметил, что кроме псалмов, в последнее время ничего не читаю. С другой стороны, после 2-3-х летнего перерыва, Псалтирь снова пришла на помощь в трудный момент и начала открывать в себе новые глубины и свойства. И снова для меня открылся новой гранью самый близкий мне автор в этой книге.
Язык Асафа – это язык античных трагиков Эсхила и Еврипида. Это язык драматических монологов Шекспира. В то же время он подробно и обстоятельно описывает свои эмоциональные и духовные состояния, практически используя язык романистов новейшего времени.
Очень полезно для выявления особенностей отдельных псалмов сравнивать отличительные особенности их авторов с другими авторами псалтири. При внимательном сопоставлении Асафа и Давида начинаешь удивляться, как псалмы могли в свое время казаться все на одно лицо.
Миры Асафа и Давида – это разные вселенные.
Давид, как можно видеть по его текстам, не склонен к рефлексии (анализу самого себя). Даже когда он начинает описывать свое внутреннее состояние, он тут же переключается на внешние вещи. В псалмах он показывает себя человеком действия, который сосредоточен на окружающем, а не на самом себе.
Асаф – интроверт и созерцатель. С помощью размышлений он описывает свои внутренние состояния, даже когда говорит, казалось бы, не о себе. Многочисленные бедствия, которые он описывает в своих текстах, в основном не происходили при его жизни. Да, можно сказать, что Дух сделал его псалмы пророческими в этом отношении (78 псалом, в частности). Читая 79 псалом, испытываешь такое чувство, будто он написан современным членом церкви, и описывает те беды, через которые церковь проходила совсем недавно.
Но я не могу отделаться от ощущения, что Асаф как автор просто прибегал к этому приему – описание внешних бедствий, – чтобы нарисовать свои собственные личные духовные проблемы и кризисы, поскольку он жил не в Новейшее время и внутренний мир человека как самостоятельная тема для изображения еще не была открыта в литературе.
В 76-м псалме Асаф с помощью изображения внешних ситуаций, в сущности, описывает состояние личной внутренней засухи. Он вспоминает времена прежнего «полноводья», подробно и тщательно рисует свое нынешнее положение. Он очень доверчиво делится с Богом всеми своими мыслями и ощущениями.
Он не имеет ответов ни на вопрос о том, почему началась засуха, ни на вопрос о том, когда она закончится. Но его доверие к Господу позволяет ему с верой принимать этот период. Проникновенно-доверительная интонация его вопросов и заявлений – то, что я хочу видеть в своих разговорах с Отцом. Это доверчивость пациента, описывающего свое состояние Врачу, которому он полностью доверяет и в возможностях которого не сомневается.
В концовке псалма он не дает намека на то, что свет в конце тоннеля появился (в отличие от мажорных концовок Давида), но сама его позиция – доверчивое состояние терпеливого ожидания при отсутствии четких ответов или рецептов, — уже сама по себе пример, который утешает и показывает, как проходить свою собственную «пустыню».
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, Чис 6:25; Пс 118:135; Кол 1:15 *IN LOVE*