Какие первые слова были сказаны Иисусом Христом Своим ученикам? (идите за мной – это не первые слова!)
от Иоанна 1:35-39 — «пошли ко мне в гости» — вот первые слова!
Благовестие Господа Иисуса заключалось в том, что он приглашал людей к себе домой. Благовестие первых учеников состояло в том, что они приглашали друзей и знакомых к себе домой – а у них дома в это время сидел Иисус.
от Матфея 5:14-16 —
Это самый вдохновляющий отрывок о благовестии в Новом Завете. Вы скажете – светить можно на улице, на работе, на учебе – почему упор на гостеприимстве? Библия и личный опыт отвечают – ярче всего мы светим в гостеприимстве.
Радостное гостеприимство людей, которых мы видим впервые в жизни, меняя ради него свои планы, если потребуется — это поражает людей больше всего и дает самое мощное впечатление о царстве Бога, о сердце Бога.
По всей Библии красной нитью проходит одно и то же: Бог приходит в гости к человеку (или посылает ангелов в гости), человек оказывает им гостеприимство и получает в подарок некое откровение, которым ему нужно поделиться со всеми, кто захочет. После чего он приглашает к себе всех ближних и делится с ними тем, что услышал. От Авраама до сотника Корнилия в этой схеме ничего не изменилось.
Как правило, неверующие родители, вместе с которыми живут их уверовавшие дети, не готовы к тому, чтобы открывать двери своего дома незнакомым людям, которых пригласили их дети. Ученики, живущие с родителями, не могут не считаться с их желанием жить так, как они хотят. Вряд ли Иисус приводил бы людей домой, если бы его мать была против. Что же делать?
У Бога есть простой выход. Два ученика, брат и сестра влюбляется, строят отношения, женятся. Образуется семья учеников, которая начинает сама определять стиль своей жизни. Бог создает семьи, чтобы они могли оказывать гостеприимство, которого они не могли оказывать, пока жили с неверующими родителями, – и через него светить, быть светильником на подставке.
Домашняя церковь — все мы слышали это словосочетание не один раз. В отличие от других словосочетаний (семейная группа, беседа по Библии и т.д.) это словосочетание не выдумано современными христианами, оно есть в Библии. В каких случаях оно употребляется?
Римлянам 16:3-4 —
Филимону 1-2 —
Оба упоминания о домашних церквях связаны с конкретными семьями.
Если мы посмотрим на эти семьи, мы увидим интересную вещь – они совершенно не похожи. Акила и Прискилла пригласили в гости Аполлоса и дали ему более точные убеждения, т.е. мы видим семью с учительным даром, способную учить даже проповедников. Филимон, по контексту письма Павла, молодой ученик, которому нужно молоко, а не твердая пища («тебе надо простить твоего убежавшего раба, ведь он теперь твой брат во Христе, и т.д.»). Ясно, что он сам еще не в состоянии никого наставлять – но у него собирается домашняя церковь! Значит, есть что-то общее у этих 2-х семей, что дает Библии основание говорить о домашних церквях Акилы и Прискиллы и Филимона.
Что у них общее? Только одно: готовность предоставлять свое жилище для регулярных встреч определенной части учеников – и эта группа в Новом Завете называется домашеней церковью, по имени семьи, у которой она собирается. Как видно, вовсе не обязательно, чтобы эта семья наставляла группу, собирающуюся у нее.
Еще о домашних церквях в Библии (хотя они и не названы именно этим словосочетанием):
Деяния 16:33-34 —
Деяния 18:8 —
2-е Тимофею 4:19, 1:16 —
Еще одна важная деталь – сравним 2 отрывка:
Деяния 12:12 —
Деяния 16:14-15 —
Библия не может сказать «дом Марии» или «дом Лидии» о семьях, где есть взрослые мужчины. Мария, скорее всего, была вдовой, Лидия – возможно, незамужней. Тогда «дом Лидии» – это ее мама, младшие сестры. Также очевидно, что эти женщины не могли учить собирающихся у них христиан.
Вывод: семья, собирающая у себя домашнюю церковь, вовсе не обязательно должна организовывать учение и проведение собрания, это может делать кто-то из приходящих к ним в гости зрелых верой христиан. Семья берет на себя заботу о гостях, это ее роль. Ее гостеприимство и является ее ролью (незаменимой!) в жизни домашней церкви.
Какие структурные подразделения, относящиеся к церкви, можно найти в Новом Завете?
1) Церковь по всему миру;
2) Церковь в отдельном городе (населенном пункте), экипаже корабля, группе в походе;
3) Домашняя церковь.
Это не означает, что все те структурные образования, которые применялись в движении учеников, были неправильны – в рамках своей жизни в церкви мы свободны устанавливать любую структуру. Но тот факт, что святой Дух указал только 3 этих понятия, говорит об их принципиальной важности, в отличие от всех остальных организационных форм.
Библейское послание очень простое –
1) в мире есть церковь учеников Иисуса,
2) эта церковь состоит из церквей в конкретных городах,
3) каждая из которых состоит из домашних церквей.
Где-то ученики Иисуса Христа (христиане) могли собираться все вместе, где-то не могли, где-то жили даже в полуподпольных условиях – но благодаря жизни по домашним цеквям, они были неуязвимы перед внешним давлением, были очень устойчивы и плодоносны.
Каждая домашняя церковь – это и есть церковь, ее полная картинка для тех людей, которые приходят в нее, благодаря тем отношениям которые в ней царят.
В Библии нет подробного описания жизни христиан в домашних церквях, но это можно очень хорошо себе представить. В 1-м послании Коринфянам в 7 главе Павел говорит о принципиальном отличии жизни женатых учеников от одиноких – это очень большая загруженность заботами о семье. Конечно же, эти заботы – радость и благословение, но факт есть факт — такой фактор, как свободное время сплошь и рядом начисто отсутствует у женатых, в отличие от одиноких. Павел очень убедительно это обьясняет. В семье, где время полностью занято служением супругов друг другу, детям, заботами о хозяйстве, выделять значительное количество времени для служения гостеприимством, причем регулярно – как это делать, чтобы это не было тяжелым бременем? Это возможно только при помощи тех учеников, которые собираются у них дома, при условии, что эти ученики берут на себя часть хозяйственных забот семьи (уборка, готовка, базар и т.д.), освобождая тем самым для семьи время, которое они посвятят своему служению ученикам и гостям. Это взаимослужение лучше всего описано в отрывках:
1 Коринфянам 12:24-25 —
Деяния 16:14-15 —
Римлянам 12:4-5 —
Деяния 16:14-15 —
Домашняя церковь – это место, придя в которое, человек увидит те отношения, о которых сказал Иисус в Иоанна 13:35 —
В Филлипийцам 2:5-8 говорится, что Бог, захотев открыть себя людям, сошел с Небес и стал слугой. Вот Кто такой Господь в Иисусе Христе. Быть учеником Иисуса Христа — значит взять цель открывать людям Бога через служение. Отрекаться от всего – ради служения. Ловить души – через служение им. Расти в познании Бога – через служение людям. Домашняя церковь, как ничто другое, обьединяет все эти цели в своей сущности.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >
Спасибо за проповедь. А ведь и правда, гостеприимство это огромная сила для начала знакомства с Христом. Моя личная встреча и мое личное знакомство именно с этого и начиналось, с гостеприимства моих братьев и сестер в их доме.
Я также в вашей проповеди нашла ответы на многие проблемные вопросы провождения служения и собраний дома. Например, как разгрузить домашнюю суету и хлопоты о быте. Спасибо. =)
Спасибо за прекрасное учение, как хорошо, когда вот такие проповеди и размышления есть, ведь мы бывает сами не можем увидеть в Слове то, что нам необходимо. Благословений всем вам. *IN LOVE* *IN LOVE* *IN LOVE*
Спасибо за чудесные сообщения о нашем Иисусе!!! ))) Аллилуйя!
Огромное спасибо за содержательную проповедь. Очень хороший подбор из Слова в подтверждении о важности домашней церкви. Спасибо! И Божьих Вам благословений! Слава Господу нашему за ваш труд!