Warning: Use of undefined constant ‘WPLANG’ - assumed '‘WPLANG’' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/adomanov/a-domanov.com/www/vera/wp-config.php on line 75

Warning: Use of undefined constant ‘ru_RU’ - assumed '‘ru_RU’' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/adomanov/a-domanov.com/www/vera/wp-config.php on line 75
Как использовать апологетику в евангелизации — Христианская поэзия и уроки из Библии

Как использовать апологетику в евангелизации

От редактора: Этим материалом мы продолжаем публиковать статьи, помогающие ученикам Христа укреплять и защищать свою веру. Данная статья будет полезна тем читателям, которые хоть немного имеют представление и понимание о том, что такое христианская апологетика. Джон Оукс рассматривает в данном изучении вопрос, связанный с доказательствами веры, встречающимися в ранней церкви, для того, чтобы научиться защищать веру в наши дни. Для того, чтобы дать как можно большему числу людей возможность обрести веру в Христа и получить драгоценный дар – спасение. В начале своей статьи Джон рассматривает различные виды апологетики и приводит авторов, специализирующихся на её видах.

Понимание различных видов апологетики

Апологетика для защиты веры

* История и археология
* Как мы получили Библию (включая ответы к формам критики и т.п.)
* Наука
* Противоречия в Библии
* Защита христианской теологии (страдания, ад, жестокость в Ветхом Завете, и т.п.)

Апологетика для создания веры

* Мировой взгляд
* Пророчества
* Чудеса/Воскресение
* Заявления Иисуса

Список апологетических авторов, Бернард Рамм:

* Апологеты, которые делают акцент на личном опыте и милости в основании веры.
(Паскаль, Кёркегард, Рудольф Балтман, Карк Барт, Пауль Тилик)
* Апологеты, которые делают акцент на естественной теологии в основании веры.
(Томас Аквинас, Тенат, Вилиам Лейн Крег)
* Апологеты, которые делают акцент на вдохновенности Библии в основании веры.
(Августин, К.С. Льюис, Мак Довел)

Классификация профессиональных апологетов

Классическая апологетика

(Вилиам Лейн Крег, Томас Аквинас, Спроул, Норманн Гейслер, Стефан Т.Дэвис, Ричард Свинбёрн)

Начнём с теистических доказательств. Логически мы должны установить существование Бога. Используем классические Аристотельские доводы. После этого мы должны показать, что христианский Бог это и есть тот Бог. И только гораздо позже мы должны беспокоиться о Библейском вдохновении и т.п.

Онтологические, космологические, теологические и другие рациональные доводы в пользу Бога.

«Чудеса не могут доказать Бога. Только Бог может доказать чудеса».

В Воскресении нет никакого смысла, пока мы не установили существование Бога.

Кому больше помогут такого рода свидетельства? Я не знаю. Атеисту? Пантеисту?

Достоверный/Кумулятивный (совокупный) случай

(Гари Хабермас, Кларк, Пинок, Стробел, Мак Дауэлл, К.С, Льюис, Джастин Мартир, Джероме)

Кумулятивное доказательство богудухновенности Библии. Принижение значения классической апологетики, как почти не имеющей практической ценности для обычного (среднего) человека. Акценты на пророчествах, исторических фактах, доводы по поводу чудес и особенно воскресения.

Достоверность. Подход в один шаг. Например: чудеса могут доказать Бога, в то время как классики говорят мы должны доказать существование Бога, чтобы говорить о реальности чудес. Эклектика.

Главным образом исторические и индуктивные доказательства (такие как пророчества, чудеса, логические аргументы воскресения, и т. п.) Естественная теология это только малая часть этого метода и не является фундаментальной.

Кумулятивный случай. Не полагается на индукцию, но более на разновидность стандартного довода. Например Ли Стробел. Достоверность его является наиболее резонным заключением. Христианские теологи настаивают, что Христианство лучше других точек зрения объясняет все имеющиеся факты и свидетельства, будь это теистический (богословский) или атеистический взгляд.

Итак, какому типу людей будут полезны эти аргументы?
Ответ: тот, кто имеет хотя бы базовые знания в теологии.

Исходная предпосылка

Начинает с утверждения/предпосылки, что основы христианской теологии есть исходные суждения в апологетике. Другие точки зрения это фильтр, который устраняет рациональные доказательства христианского теизма. Стремится показать, что это единственная парадигма, которая соотносится с реальностью. Единственно рациональный образ мышления это христианский теизм. Мы должны представлять библейского Бога не просто как вывод или заключение к рассуждениям, но того кто вообще делает доводы и выводы возможными. Мировозренческая апологетика. Даже неверующие строят доводы, которые имеют смысл без опоры на Бога. Любое другое мировоззрение не способно объяснить зло, мораль, природу физической реальности, и т.п.

Откровения в исходной предпосылке. Вера в триединого Бога, обнаруженного в Писании это единственный способ объяснить мир. Корнелиус Ван Тил, Джон Фрейм.

Рационализм в исходной предпосылке. Использует закон непротиворечия. Все мировоззрение строится на доказательствах одного другим. (Рональд Раш, Гордон Кларк)

Систематическое постоянство, последовательность в исходной предпосылке. Может объяснить все факты, и удовлетворить все нужды. Практицизм в исходной предпосылке. Францис Счафер. Христианство как единственно жизненная система веры и мировоззрения.

Корнелиус Ван Ти, Гордон Кларк, Франсис Счафер, Доктор Боб Куркаю


Епистемологические реформы

Аргументы в основном из опыта. Противоположность апологетики «достоверности». Под ударом епистемологические допущения классической и достоверной позиции. Это «рационально» верить чему-то без достоверных фактов.

Кальвинисты имеют склонность к такой точке зрения, потому что они полагают, что вера это полностью дар и выбор Бога и не зависит от нашей мотивации, т.е. не от наших усилий.

Их основной порыв это защищать веру, которая уже была дана верующему. И они не будут использовать факты и очевидные доказательства в евангелизации.
Келли Джеймс Кларк, Алвин Плантинга.

Заметьте, что даже Вилиам Лейн Крег и даже Даглас Джакоби перечислили правомерность христианского опыта как «достоверное» в последних дебатах.

Кому это поможет? Моё мнение: что более чем другое, большинство верит в субъективные, а не в рациональные (не иррациональные) доводы.


Фидеизм

На самом деле это не апологетика. Фидеист скажет, что использование апологетики унижает (дискредитирует) Бога. Вера, которая нуждается в достоверных фактах, не есть вера. Вера это капитуляция и принятие. Факты не поддерживают, а дают неправильное истолкование веры.

Кто-то скажет, что это то же самое, что и Пресапозиционализм, но это не так. (*Пресапозиционализм – направление в апологетике утверждает, что в исходной предпосылке есть Бог и Священное Писание см. выше)

Как использовать апологетику: мысли из книги Деяния и Церковной истории

Книга Деяний не просто сборник правдивых и хороших, вдохновляющих историй. Это записи о движении, которое в итоге полностью, абсолютно, совершенно, навсегда изменило мир. Для нас даже трудно представить насколько сильно они изменили будущее человечества его историю и вечность.

Римская империя была смесью древнего политеизма, местных божков, греческой философии (Питерор, Епикур, стоики, неоплатонисты), гностицизм, реки, египтяне, мистика религии персов, и дуалистическая религия персов. Логически это было абсолютно невозможно, чтобы иудейское движение, ведомое в основном бедными, необразованными людьми из сравнительно незначительной провинции Римской империи с понятиями диаметрально противоположными мировоззрению Римлян и Греков, лидер которых был казнён в молодом возрасте, который не оставил никаких записей и не покидал место своего рождения дальше чем 100 миль, который даже не говорил на греческом, который сделал то, что никто из варвар не мог сделать — он завоевал Рим.

Деяния 1:8 Устрашающее видение?

Однако это то, чем они жили. Это то, что нам нужно сегодня. Наш мир сходит сума, выходит из под контроля. Мы очень быстро катимся в смесь движения Нью Эйдж и индуизма, буддизма, философии голливудского буддизма и атеистического материализма. А также в мультикультурный постмодернизм, религиозный исламский радикализм, католический ритуализм, кальвинистско-евангелистический грацизм (теология обогащения) и нигилестический либертенизм. Мораль буквально исчезает на глазах. Единственная надежда для этого мира в том, что мы заново изменим его.

И нам необходима новая революция как та, которая описана в книге Деяний. Логически мы не сможем этого сделать, но они, же делали это вопреки всему.

Деяния 5:33-39 Они были от Бога, и никто не мог остановить их! Это справедливо и сегодня.

Почему церковь меняла этот мир с первого по третье столетие? Если мы от Бога, то ничто, и никто не будут в состоянии остановить нас. Чему мы можем научиться из этого и применить к себе?

Первая причина – Иисус. Те, кто лично знали Иисуса из Назарета и те, кто напрямую получали влияние от этих свидетелей, были чрезвычайно устремлены, и имели глубокие личные убеждения. Это было движение Иисуса. Чему мы можем здесь научиться?

Вторая причина — правомерные утверждения истины. В добавление к правомерным утверждениям истины были исполнение пророчеств, чудеса, и воскресение. Движение было основано на властных утверждениях истины, которые подкреплялись достоверными фактами, имевшими смысл. Чему мы можем здесь научиться?

В то время как острота событий начала притупляться, всё стало казаться не таким срочным и эти причины (1и 2) стали сходить на нет. (*Иисуса не стало и апостолы один за другим и их ближайшие ученики тоже уходили из жизни: кто-то был убит, а кто умер естественной смертью), их влияние стало уменьшаться также, почему всё таки церковь продолжала свой экспоненциальный рост? Этих двух пунктов было не достаточно, чтобы завоевать языческий и греческий мир с их религией и философией.

Третья причина — этичное/моральное поведение. Итак, очевидно неизбежное влияние морально-этического превосходства приверженцев этого растущего христианского движения.

Четвёртая причина — Ответ на трудный вопрос. (Мирской взгляд, интеллектуальное превосходство). Из-за Эригена христианская теология рассматривалась в купе со стоицизмом и неоплатонизмом в те дни, но предлагающей что-то большее обычному человеку, в отличие от них. Христианство гораздо лучше других точек зрения давало ответы на вопросы, которые задавали думающие люди.

Пятая причина — цель и достоинство. Утверждённое, как движение с интеллектуальными полномочиями, церковь предложила смысл, цель, и достоинство, как бедным, так и богатым, а также как интеллектуалам так и не образованным. Возможно, самое значимое из всего, что давало христианство — один и тот же смысл, достояние, как для мужчин, так и для женщин что-то, что мистические религии и «истинные философии» не давали даже близко. Многими из влиятельных членов церкви первых трёх столетий были женщины, и это не случайно.

Шестая причина — Бог был с ними. Потому что это правда и Бог был за движением (*вёл движение).

Иисус

Ранее, тех, кто лично знал Иисуса из Назарета и те, кто получали непосредственное влияние от них, отличало необычайное рвение, страсть и личные убеждения. И это и было движение Иисуса. Наше тоже должно быть движением Иисуса. И мы должны посвятить себя тому, чтобы приводить людей к познанию Иисуса. И вы не сможете объяснить взрывной рост христианского движения, отделив его от личности Иисуса.

Деяния 4:1-21 Страх бесстрашия. Стих 12 .Нет больше ни в ком спасения. Они верили этому.
Почему? стих 13 «Они отметили, что эти люди были с Иисусом»

Нам трудно представить, насколько это была уникальная концепция, что Иисус это Бог, который стал плотью. Иисус был совсем не как греко-римский герой. Эти люди действительно верили, что Иисус и есть Бог.

Деяния 5:1-11 Сильный страх охватил церковь. Я понимаю это.

Почему Павел писал «для всех я стал всем». Почему Павел смирил себя до положения раба для всех, чтобы завоевать как можно больше людских сердец.

Ответ очень прост: Он встретил Иисуса по дороге в Дамаск. Деяния 9:1-16

У нас должна быть личная встреча с Иисусом из Назарета. (*ментальная и духовная через чтение и размышление над Словом Божьим)

Вы в вашем служении должны помочь людям иметь личный опыт встречи (познания) с Иисусом.

Правомерное утверждение истины

Исполнения пророчеств, чудеса и воскресение давали возможность быть правомерным утверждениям истины. У нас есть истина. Мы должны донести её. Вы не сможете объяснить рост движения Иисуса, опустив факт воскресения.

Деяния 2:22-24 Проповедь евангелия: Иисус исполнил мессианские пророчества. Иисус мессия показал знамения, чудеса. Господь Иисус воскрес из мёртвых. Покайтесь и креститесь.

Деяния 3:11-16 Бог воскресил его из мёртвых и мы тому свидетели.

Деяния 4:33 С великой силой апостолы продолжали свидетельствовать о воскресении Господа Иисуса.

Я люблю делать выступления о воскресении Иисуса. Это даёт ответ почти на любой вопрос. Люди спрашивают вас : « ну хорошо а как насчёт вот этого противоречия… , а как насчёт разводов в церкви… , а что вы скажете о других религиях… .

Итак, Иисус воскрес из мёртвых. Ранняя церковь действительно верила в это.

Давайте посмотрим Деяния 5:29-32 И снова речь идёт о воскресении.

Миссионерское путешествие Павла

Деяния 13:26-35 Исполнение пророчеств и воскресение.

Деяния 26:24-32 Павел: «Вы знаете, что это правда!» Это правда и здравый смысл.

Христианство правдиво и имеет здравый смысл. Мы не можем отсиживаться и позволять нашим оппонентам иметь главный голос и высокое уважаемое положение в этих вопросах, СМИ, сердца и умы людей вокруг нас.

Не пренебрегайте ролью христианской апологетики.

Этичное/моральное поведение

Мы должны отличаться. Мы должны противостоять. Так много громких голосов повсюду. Так же было и в первом столетии. У церкви была радикальная (*в корне отличающаяся) жизнь. Но они не были странными. Они занимались сёрфингом и «зависали» в «кафешках», и в то же время они были абсолютно другими.

Деяния 17:5-9 именно эти люди перевернули мир «вверх дном»

Деяния 19:17-20 противостояли этому миру (* мир в смысле его материалистичных амбиций греховных желаний, стремлений)

Деяния 19:23 противостояли идолопоклонству.

Они отказывались принимать участие в представлениях в амфитеатре. Они не приняли бы участия ни в какой идолопоклоннической церемонии.

Люди поймут, если они будут как мы, и мир станет совсем другим. Аминь.

У церкви первого столетия было одно преимущество, которого нет у нас. Практически не было «конкуренции» (*соперничества) с другими христианскими группами, которые бы подавали плохой пример.

Что мы должны с этим делать? Не бойтесь отличаться. Не будьте странными и другими ради них или себя или ради того чтобы просто быть не как все, и не смешивайтесь с религиозной средой. Будьте как ранняя церковь.

По мнению греческих философов, христиане могли бы быть всего лишь крошечной высокообразованной элитой. Они жили как истинные философы.

Несомненно, что чистота и несравненное самопожертвование (*отречение от себя, от своего эго) последователей Иисуса в первом столетии были значительным фактором их роста. Многое из того, что церковь делала было то, что стоики и эпикурейцы всё время проповедовали в своей этике.

Однако разница между греческой философией и христианством была в том, что первая имела сравнительно небольшое влияние на жизни массы людей, в то время даже, когда самые ярые критики христианства не могли отрицать, что христиане не только жили, так как они проповедовали, но что и философы проповедовали ту же мораль и этику.

Философы чувствовали, что достойная и этичная жизнь была доступна для образованного меньшинства, а не для невежественных масс. Церковь доказала что это предположение было неправильным. Римский физик и философ Гален указывал на эту разительную черту христианской церкви. Он говорил, что их учение о «награде и наказании в будущей жизни» приводило их к образу жизни «не ниже в моральном плане, чем у этих гениальных философов». По Галену это факт был особенно заметен в учениках «воздержанных от сожительства внебрачного», «имеющих самообладание в вопросах еды и питья», «стремящихся к социальной справедливости», и «пренебрегающих смертью». Сколько же замечательных свидетельств оставили нам жизни первых христиан! Например, во втором столетии Игнатиусу пришлось настаивать (*предостерегать) чтобы церкви не использовали так много церковных фондов для покупки свободы рабам. Представьте, что они могли бы сказать это о нас!!!

Эти люди имели видение, которое было настолько мощным, что откровенно пугало (*наводило страх, трепет). И вы можете быть такими. Я хотел бы обратиться к детям царства среди вас. Это особенно трудно для вас. Вы наиболее склонны бояться быть другими, потому что вы росли со страхом о том, что надо быть другими. Обретите сильную мечту для себя!

Ответ на трудный вопрос. (Мирской взгляд, интеллектуальное превосходство)

Мы должны объяснить людям, что это значит уважать и считаться с мирским взглядом (* с другой точкой зрения).

Варсити Пресс, 2004. Копан Пауль «Справедливо для тебя, но не для меня» Миниаполис: Бетни Хаус,1998. Н.Т. Райт «Простое христианство» Харпер Уан 2006. Элистер МакГрат «Теология: Основы», Вилей-Блэквел, 2004.

Примерно до 1960-х можно было сказать что почти каждый имел христианский или теистический взгляд, включая идею что есть единый источник власти всего и всех. (* вероятно речь идёт о США, родине автора статьи, так как в России в те годы СССР, ситуация явно была другой)

Теперь всё не так. Сегодня если вы говорите с людьми о вере, вы можете встретить натуралиста, буддийского пантеиста, постмодернистского релятивиста, последователя движения Нью Эйдж и разнообразных «истов»: пантеистов, дуалистов, мистицистов, анимистов. Однако ирония в том, что Американская версия всех этих направлений неизбежно захватила многое из христианской теологии в свою собственную теологию:

— идея, что Бог личностен
— идея, что в жизни есть цель
— идея, что Бог в целом добр
— идея, что есть моральное «добро» и этическое право делать добро
— идея, что справедливость восторжествует

Большинство или даже всё из этого, во что они могут думать верят, не поддерживается мирским взглядом. Эти внутренне противоречивые верования мы должны понимать и противостоять им!

Деяния 17:16-34

Павел противостоял стоикам и эпикурейцам своего времени.

Теология и евангелизм:

Отметьте Павел в Деяниях 17:36-34

Ст. 17 он доказывал в синагоге и на рынке и греческим философам
Он нашёл как общий фундамент «Я вижу, что вы люди особенно набожные» ст..22
С. 18 Он противостоял (*сравнивал) с эпикурейской и стоической философией своего времени.
Ст. 22 Павел переходит к христианской теологии.

Бог есть создатель (ст.24, 28),Он существует вне творения (опровергает пантеизм и стоицизм)
Бог рядом (ст. 27 он недалеко от нас) (опровергает деизм и эпикуреизм)
Бог личностен и дал нам цель (ст. 27)
Бог будет судить всех в итоге. Зло будет побеждено (опровергает дуализм) ст. 30, 31

Павел цитирует Аратаса стоического философа « ибо мы его и род».
В итоге спустя 3/4 пути в своей проповеди он начинает говорить об Иисусе.
Ему пришлось проводить параллели и закрепить понятие о Боге, прежде чем Иисус бы имел какой-то смысл для них.


Филосовское/теологическое образование.

Греческая философия/Теология: Питарорус, Платон и др.

Физический мир развращён, разлагающийся, уродливый, зло в нём неизбежно.
Также существует высшая реальность на «небесах». Эфир (более существенный).
Цель достичь «небес» посредством размышлений, медитации, философии, бесед и осмысления.

Наиболее влиятельное мышление гностиков.
В основном — дуалистическое. Иегова злой/добрый Бог
Бог, на самом деле, деистический, ОЧЕНЬ сильно отстранён, очень далеко.
Иисус есть разновидность более низкой эманации (*происхождения, порождения) этой очень отдалённой наивысшей реальности.

Гностицизм и дуализм. Битва между физическим (зло) и духовным (добро).

Бог невероятно далёк от человека. Бог породил Аеонса, от которого произошли более низкие эманации, одна из которых Бог Явех и один из них хороший Бог — Иисус. Иисус не был физическим существом. Он временно использовал тело человека, которого мы знаем как Иисус. Знания истины приобретаются через ритуальную и глубоко сокрытую правду.
Так…Гностицизм есть естественный плод развития мышления Платона. Плерома, Аенос… Иисус даёт «особенные» знания посвящённым, которым было оно передано от посвящённых. Евангелие от Фомы, Евангелие от Иуды, и т.п..

Эпикуризм и деизм (* ДЕИЗМ — Религиозно-философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. Ожегов)
Создатель очень далёк – не вмешивается в жизни людей. Мы протаптываем свою дорожку в этом мире. Фатализм. Кто-то реагирует на эпикуреизм полным удовлетворением своих чувств, а кто-то аскетизмом. Наибольшее благо от простого удовольствия.

Стоицизм. Пантеизм. Бог это безличная сила, которая наполняет мир.
Пантеизм – Бог во всём (противоположность пантеизму: Бог есть всё). Самообладание и сила духа — величайшие добродетели.


Другие точки зрения:

Натурализм/ научный материализм

Вера в то, что единственно надёжный и ценный инструмент, чтобы решить правдиво или ценно какое либо предположение это научный метод. Нет этической и моральной основы, ничего сверхъестественного, никакого Бога, никакой истины (за исключением обнаруженной наукой), нет совести (*сознательности), нет «Я». Справедливость это плод нашего воображения.

Научный материализм допускает только одну реальность: физическая вселенная, состоящая из материи и энергии. Всё что не физическое, нельзя измерить, или не доказано научными исследованиями и доводами считается несуществующим. Жизнь объясняется исключительно механическими терминами и такие феномены как Разум и Сознание не что иное, как феноменальные побочные интересные явления или совокупность физических процессов (таких как метаболизм мозга, например).

Постмодернизм: Конец всякой правде. Нет никакой объективной истины. Истина существует только в таком виде и для тех, кто её определяет и принимает. Никакой моральной основы, этики, объективного добра и зла.

Индуизм

1.Майя. Физический мир это иллюзия.
2.Бразманизм. Вселенская душа. Цель: Нирвана-слияние с вселенской душой, которая есть внутри себя.
3.Индуистский подход к жизни направляет человека в себя, а не вне себя.
4. Зло это отрицание Атмана – Бога в себе.

Буддизм

Четыре Благородных Истины Седхарты:

Страдать не значит получить то, что ты хочешь.

Причина страдания это желание, которое приводит к перевоплощению.

Способ прекратить страдания, значит перестать желать.

Способ как покончить с желаниями и прекратить страдания это восемь условий:

Правильное мировоззрение(4 благородных истины), Правильные ценности, Правильная речь, Правильные поступки, Правильный образ жизни, Правильные усилия, Правильное мышление, Правильная медитация.

Буддизм поощряет бесстрастие, а не сострадание.

Исламское мировоззрение

Бог очень далёк (*отстранён) от человечества.
В Исламе Аллах предопределяет всё, даже то кто выберет его и будет его последователем. (Сура 2:142, 6:39, 6:125)
«На всё воля Аллаха». И это воля Бога, чтобы люди страдали.
Ислам: Спасение зарабатывается усилиями тех, кто был предопределён Аллахом к жительству в чувственном раю.
Христианство: Спасение по милости любящего Бога для тех, кто по вере через покаяние и крещение принимают эту любовь.

Цель и достоинство

Нам необходимо выходить из зоны комфорта, чтобы удовлетворять нужды друг друга и тех, кто в мире. В церкви первого столетия нужды удовлетворялись во взаимоотношениях, но во втором столетии это было уже совсем по-другому.
Деяния 2:44-45 все верующие были вместе, и всё у них было общее. Продавая…

Деяния 3:6-10 нет у нас ни серебра, ни золота, но то, что есть у нас, дадим тебе. Во имя Иисуса встань и иди. Хорошее отношение. У нас многого нет, но то, что есть, даём даром.

Деяния 4:32-35 все нужды были удовлетворены.
Деяния 5:12-16 удовлетворение нужд, исцеление.

Христианская реакция: Сострадание

Иеремия 22:15-16 разве то, что у тебя всё больше и больше кедра делает тебя царем? Неужели у твоего отца не было еды и питья? Но он делал то, что справедливо и истинно и поэтому ему было хорошо. Он защищал дело бедного и того, кто в нужде и поэтому всё шло хорошо. Разве это не значит знать меня? Провозглашает Господь.

Заметьте, не просто помогать им, а защищать их дело.

Иаков 1:27 чистая и безошибочная религия, которую принимает наш Господь, это заботиться о сиротах и вдовах в их печали и хранить себя не заражённым этим миром.

Исаия 58:6-7 не такой ли я пост избрал: освободите от цепей несправедливости и развяжите путы бремени, чтобы освободить угнетённых и снять всякое бремя?

Хороший пример несравненного христианского поведения и его влияния на язычников мы видим в событиях во время великой чумы, которая поразила Египет в 250-х. Иесебиус рассказывает нам, цитируя из Дионисуса из Александрии: «Большинство наших братьев своим выражением любви и братской привязанности, не жалея себя были очень близки друг к другу и постоянно наблюдали за больными, удовлетворяя их нужды без страха и остановки и исцеляли их во Христе ,а умирающим было легко и спокойно расставаться с этой жизнью.

Он сообщает что и старейшины и диаконы участвовали в этом служении, многие жертвуя своими жизнями для того чтобы заботится о больных, как христианах так и язычниках. Они рисковали жизнью, чтобы похоронить умерших, как следует. «Среди язычников всё было как раз наоборот. Они отвергали тех, кто начинал заболевать, и начинали избегать даже своих лучших друзей. Они могли их выбрасывать прямо на дорогу полуживых или уже умерших без захоронения». Хотя и много христиан умирало из-за этой чумы, церковь в Александрии росла даже быстрее чем до этих событий, как по причине того, что среди христиан выживало большее количество заражённых благодаря заботе которую они получали, так и по причине замечательного примера христианского образа жизни, который удивлял и обращал язычников.

Юлиан «Отступник» (332-363) сподвижник языческой веры

«Атеизм (т.е. христианская вера) была особенно продвинута через служение незнакомцам с любовью, а также через заботу о захоронении мёртвых. Это просто скандально, что нет ни одного иудея попрошайки и что безбожные Галилеяне заботятся не только о своих бедных, но также и о наших в то время, как те, кто принадлежит к нам тщетно ждут помощи, которую мы должны бы им предоставить.»

Понимаете ли вы что это есть огромная часть нашей евангелизационной программы? Матф. 9:35-38.

Потому что Бог Был С Ними

Вернёмся к тому, что сказал Гамалиил. Бог с нами. Он действительно с нами.

Деяния 5:38-39 Бог с нами.

Из моей книги: Прежде всего, давайте посмотрим на событие, которое легко можно назвать знаменательным в переходе с апостольского века в век отцов церкви. Это год 96 или 97 н.э. Домитиан, первый император, который преследовал церковь, умер. Троян воссел на трон. Время относительного мира для церкви началось. В живых остался лишь один из апостолов — Иоанн. Он был освобождён с Патмоса. Еусебиус рассказывает нам что Иеренаус (который знал Поликарпа, который знал Иоанна) сообщает, что «все пресвитеры Азии …свидетельствуют что Иоанн доносит это (здравое учение) им ,и что он продолжал быть с ними до эпохи Трояна».

Иоанн возвращается в Эфес, чтобы наставлять (*курировать) церкви в Азии. Наиболее вероятно, что он умер около 97 г.н.э. Это и есть то событие, которым заканчивается апостольский век.

Что это для нас значит? Кто бы мог подумать что немногим больше, чем 65 лет назад, когда Иисус сказал своей ватаге ребят состоящей из 11 апостолов «идите и обращайте все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19) что едва больше, чем через два поколения эти необразованные и, в основном, обычные его последователи, вырастут в церкви, состоящие из сотен тысяч учеников, включая греков, римлян, персов, и многих других населяющих Средиземноморье и другие земли за его пределами.

Иоанн мог смотреть на итог своей жизни с чувством благоговения. То, что произошло, можно сказать, было выдающимся ростом и мощной победой. Многие умерли насильственной смертью за Христа. Некоторые серьёзные проблемы, такие как взаимоотношение иудеев и язычников, были освещены. Сильное и относительно стабильное лидерство под руководством епископов было основано. Были выработаны принципы (стандарты) того, как иметь дело с грехами внутри церкви. Копии четырёх евангелий уже имели хождение среди церквей.

Истинно Бог делал удивительные вещи в те дни, но так, же Он может поражать нас и сегодня. Хотите участвовать в этом и убедиться?

Аминь!

(* этим знаком отмечены слова или фразы синонимы, данные в скобках для более осмысленного и глубокого понимания некоторых, на мой взгляд, трудных или «затёртых» слов и значений). Также перевод некоторых отрывков из Библии сделан мной с английской версии Библии, которую использовал автор статьи, а также некоторые другие примечания. Прим. переводчика.)

Автор: Джон Оукс
Перевод: Владимир Головашев
Источник: www.evidenceforchristianity.org

Мы будем рады и вашему мнению

Оставьте отзыв