Христианство и психология, часть 2

Продолжение.    (Начало здесь, часть 1-я >)

Гари Шаш и Гордон Фергюсон (Феникс, Аризона)
Вступление. Гордон Фергюсон.

Заключение

Огромная часть населения мира переживает трудности, беспокойства, зависимость, разрушенные семьи, депрессии и т.п. Понятно, почему люди обращаются к психологии в поисках исцеления. Но в обществе, где ткань христианства постепенно разъедается, и люди все меньше обращаются за решением к Богу, эти несчастья только будут увеличиваться; Но психолог никогда не заполнит дыру в форме Бога, которая есть в душе каждого человека. Как сказал. Св. Августин: «Ты создал нас для себя и наши сердца не найдут покоя пока мы не найдем покой в Тебе…»

Конечно, не все цели и методы психологии являются антихристианскими. Понять себя лучше и разобраться со своими истинными чувствами, понять, как проблемы и события из прошлого могут влиять на будущее – это стоящее дело. Мы и в церкви можем поддерживать подобные стремления. Но совсем другое – попытаться интегрировать психологию в церковь таким образом, чтобы две линии мысли совпали друг с другом Ничто, включая традиции церкви, не должно соревноваться с Писанием. Смешение этих двух различных систем верования на макроуровне никогда не удастся, потому что одна является динамичной (постоянно меняющейся) в то время как другая – статична (никогда не меняется). В одной нет установленного авторитета, в то время как другая полностью управляется общепринятым авторитетом. Одна сопротивляется идее взять личную ответственность за грех, а другая настаивает на этом. Одна зиждется на том, что взгляд вовнутрь приведет к истине, другая видит истину как исходящую от источника вовне личности. В то время как отдельные профессиональные консультанты могут не отражать этих сильных тенденций, нужно постоянно повторять, что в той или иной мере, на всех нас повлияли условия нашего обучения и наш опыт. Так что, потенциально нужно помнить об этих тенденциях, и ваш подход к консультированию должен быть подвержен постоянной личной оценке и оценке другими зрелыми в библейском учении людьми, чтобы убедиться, что библейская истина остаётся в своей приоритетной позиции.

2 Коринфянам 6:14-15 учит, что Христиане не должны впрягаться в одно ярмо с неверующим, ведь что общего у света с тьмой, Это, конечно, применимо к разным типам отношений (романтика, бизнес и т.п.) между верующими и неверующим. Дилемма интеграции подобна этому. Она стремится запрячь в одно ярмо два различных направления, и эти интересы будут продолжать двигаться каждый к своей цели. И снова Ганец весомо добавляет, «Часто хорошие намерения христианских психологов привели к использованию методик и взглядов, которые в основе своей отрицают Бога».

Таким образом, тема интеграции психологии и христианства полна подводных камней. Вместо соединения, происходит уступка с одной из сторон и наступление на другую. Со стороны уступающего – богословие Христианской церкви и со стороны крадущего выступает психология. Когда мы берем теологические концепции и передаем их смысл психологическими терминами, это вовсе не означает, что интеграция прошла успешно.

Когда христианские консультанты пытаются интегрировать библейские принципы с современной психологией, они встречаются с проблемой. Многие в итоге переписывали Библейские термины, чтобы привести их в соответствие с психологией. Например: Гари Свитен переписал определение теологического термина «освящение» и дал ему новое значение «умертвить плоть и развить нового себя или наше личное я» Освящение – (богословское) становится «развитием своего личного я» (психологическим)». (B. F. Skinner, Beyond Freedom and Dignity (New York: Bantam Books, 1971), 166.)

Как только принимается нехристианская терминология, следующий за этим шаг – нехристианская теология. Когда есть компромисс с теологией или она заменена учением психологии, тогда Невеста (Церковь) является чем-то значительно меньшим, нежели то, какой Бог замыслил ее для Жениха (Христа).

Заключительные слова предостережения

Эта статья ни в коем случае не имеет целью разочаровать отдельных учеников Иисуса, которые борются с эмоциональными или/и психологическими проблемами. Пока ученик не запутался и не принижает значение Слова Бога, консультирование может быть крайне полезным. Но я бы предложил, чтобы любая встреча с дипломированным специалистом проводилась с осторожностью – так как это может стать очень скользкой почвой по причинам, перечисленным в этой статье. И хорошо бы верующему понимать потенциальную опасность и подводные камни еще до того как искать помощи. К слову, многие получили пользу от консультирования, в котором нет компромисса с духовными убеждениями. И есть прекрасные психологи, которые являются учениками Иисуса. Помните, всегда мудро — до того, как идти к профессионалу — получить совет от нескольких зрелых христиан, которые понимают вашу ситуацию.

Психология, психологи и церковь

Не смотря на свои ограничения и возможность представить психологию в плохом свете, хорошее консультирование может быть очень ценным дополнением к христианскому служению. Но некоторые предосторожности помогут нам правильно воспринимать психологию и психологов – и помогут им воспринимать себя правильно. Первая самая большая предосторожность – в том, что консультировать отдельных людей и вести группу учеников – это две разные вещи. Можно попасть в ловушку, если применять принципы, используемые при консультировании отдельных людей в работе с группой. Это может даже стать опасным. Цель хорошего консультирования – помочь человеку повзрослеть. Другими словами – помочь человеку научиться мотивировать себя самому, научиться делать правильный выбор и принимать полную ответственность за свой выбор. В этом же цель хорошего родителя. Однако пока мы увидим, как дети наши растут и начнут делать правильный выбор, брать ответственность за свой выбор – пройдет долгий и мучительный процесс. Требовать, чтобы они сделали это по щелчку до того, как их процесс тренировки еще не завершен — неизбежно приведет к некоторым жутким последствиям.

Христианские психологи должны иметь терпение с отдельными людьми, чтобы помочь им вырасти в подобной зрелости. Однако некоторые, похоже, верят, что решения о группе должны основываться на том, что все члены группы уже готовы к такой ответственности – что в реальности вовсе не так. Этот подход не признает нужд, которые имеют многие члены церкви из-за директивного лидерства, преобладающего в прошлом. Такое лидерство вело их до достижения более зрелого статуса. Этот процесс тренировки (как и с детьми) должен включать структуру, ожидания и отчетность. Обычно у нас нет проблем с пониманием, что нашим собственным детям нужен именно такой подход, но некоторые консультанты сильно тяготеют к непрактичному идеализму в работе с детьми Бога, как с группой, подобно духовной семье. Любой консультант, который уклоняется от того, чтобы проявлять определенную власть в церкви, а также уклоняется от элементов структуры, от ожиданий и отчетности (учитывая, что все делается согласно Библии, конечно же) двигается в неверном направлении;

Когда мы оцениваем то, что психологи/консультанты принесли нам в свете их видения лидерства групп в церкви, а также в том, как они видят себя, и свои возможности, и как мы, остальные, воспринимаем их мнение — у нас есть два беспокойства,. Я осознаю, что проблема чаще всего в том, как мы воспринимаем способности профессионала вне сферы его профессиональных знаний. У нас есть тенденция приписывать больше веса их мнению в областях, лежащих вне их компетенции, чем приписывают они сами (к счастью). Любой человек в профессии, которой высоко владеет, может оказаться в ситуации, где он продвигает ошибочные предположения в какой-то другой области, просто потому что им восхищаются и ему доверяют из-за опыта в своем собственном деле. Я достаточно стар, чтобы помнить, как доктора в белых халатах рекламировали определенные виды сигарет по телевизору (Давайте надеяться, что та практика закончилась с окончанием эры черно-белого ТВ).

Однако, даже хотя проблема в том, как мы воспринимаем профессионала, я должен сказать, что я обнаружил профессионально обученных консультантов, которые не имели здравого мнения о себе с учетом своего ограниченного понимания принципов руководства церковью. Что я имею в виду – они экстраполировали действенные принципы консультирования отдельных людей, которые ошибочны в применении к группе, и делали это с уверенностью, которая слишком сильно влияла в негативном плане на других учеников. Подобная ситуация призывает к лучшему пониманию ограничений знаний и опыта этих профессиональных консультантов, говоря о лидерстве групп. Первое, их подготовка и/или опыт – более значителен в консультировании, чем в церковном лидерстве – кроме случаев, если они одновременно имеют опыт и подготовку в обеих областях, что на самом деле редкое исключение. Честно говоря, я часто находил влияние профессионалов бизнеса и образования более уместными в плане лидерства групп, чем влияние консультантов, потому что первые больше тренированы и опытны в лидерстве групп, в то время, как вторые имеют опыт работы и больше подготовлены в основном к работе с отдельными людьми.

Второе, их помощь ученикам с эмоциональными проблемами может дать им несбалансированное видение ситуации в церкви или с лидерской практикой конкретного лидера. Они могут находиться вод влиянием неправильного предположения, что их чувства и опыт, полученный при общении с меньшинством, как барометр, отражают в точности чувства и опыт большинства. Мне приходилось регулярно встречаться одно время с другом консультантом (практика его состояла в основном из клиентов-учеников), просто чтобы ответить на его вопросы и прояснить некоторые проблемы, чтобы он получил сбалансированное представление о том, что было правдой и не правдой по отношению к церкви в целом. Ему нужно было это время, чтобы снять напряжение и прояснить все, также как и всем консультантам, чья практика включает членов церкви.

Иначе, конечно же, появятся ошибочные предположения. Если любой из нас услышит одну сторону истории, без некоторой помощи нам будет трудно установить сбалансированный взгляд на ситуацию. Такая у людей тенденция. И нам нужно быть в курсе этой тенденции, если наша деятельность связана с людьми. И если мы чему-то научились в результате волнений в нашем движении церквей за последние 4 года, так это тому, что те, кто сильно реагирует на ошибки служителей, обычно имеют и другие проблемы в жизни, которые и привели к такой сильной реакции на те ошибки. Это говорится не с целью преуменьшить ошибки, ведь некоторые были очень серьезными и серьезно греховными, но фокусироваться только на ошибках и не смотреть на то, что сделано было хорошо – это очень небиблейский подход.

Еще один вызов для профессиональных консультантов: для того, чтобы приобрести и установить точное видение того, как должны действовать лидеры церкви, им необходимо осознать различия в подходе к помощи отдельным людям и к ведению групп. Консультант обычно слышит только сторону того, кого он консультирует и может прилагать свои усилия только касательно этого человека. Это означает, что консультант видит, как помочь своему «подопечному» разобраться с его или ее ситуацией, согласно тому, как представляет ее психолог, не взирая на то, насколько точным является это представление и насколько их видение соответствует реальности – насчет того, можно ли надеяться, что обстоятельства консультируемого могут измениться. Эта реальность связана с целью консультанта помочь консультируемому стать более взрослым и самостоятельным, в полном смысле слова. Даже если их обстоятельства не могут измениться, им все равно придется научиться справляться и держать себя в руках, оставаясь в тех же обстоятельствах.

С другой стороны, лидерство имеет возможность разобраться напрямую с другими людьми, вовлеченными в жизнь консультируемого, или повлиять на ситуацию, которая вызвала проблему, и приведшую к тому, что теперь нужна консультация. Что нужно понять, так это ограниченность в ресурсах консультанта, которую обычно не испытывает лидера церкви. Следовательно, если консультант предполагает, что с группой нужно разбираться таким же образом как он, имея свои ограниченные ресурсы, разбирается с отдельным человеком, то он будет приводить некоторые аргументы, которые выглядят более правомочными чем есть на самом деле.

Лично я думаю, что помогает — получить влияние из нескольких источников. Но если вклад профессионала в одной области весит слишком много в применении к другой области, несомненно, будут бедные результаты. И, учитывая все, что отметил Гари в своей отличной и глубокой статье, нам просто нужно вовремя распознавать свои склонности переоценивать мнение наших дорогих профессионалов о том, в чем они профессионалами не являются. Подводя итог: экспертиза в сфере психологии не приводит напрямую к экспертизе в сфере лидерства церкви. В то время как влияние психологов может помогать в решении многих проблем служения, любая попытка думать, что они знают больше о том, как вести группу, чем те, кто имеет специальную подготовку и большой опыт – является крупной ошибкой. Ошибкой, которая может привести к серьезным негативным последствиям. И любая склонность распространить свое влияние в пользу критичного отношения против лидерства церкви, не важно — прямым текстом или полунамеками – является потенциальным расколом. Пусть Бог поможет нам всем определять границы наших возможностей и, когда мы предлагаем помощь в любой сфере вне нашей собственной компетенции, вне нашего опыта и подготовки, пусть нам удается оставаться скромными.

Работая над своей частью статьи, я осознал, что есть опасность обидеть некоторых консультантов. Поскольку у меня есть несколько друзей консультантов, которых я очень ценю и очень ценю их труд – очевидно, не это является моим намерением. Но как говорится — если мое предположение правильно, то прими его, даже если его неприятно слышать. За годы я много чего написал в такой же прямой манере о том, что следует и чего не следует делать ученикам, а также каким быть и не быть лидеру церкви. Ни одна из статей не была просто критикой, напротив, они показывали потенциальные проблемы и опасности. Однако, несмотря на мои намерения, некоторые ученики оскорбились и некоторые лидеры тоже. Вопрос в том, почему кто-то оскорбился. О том ли что было сказано или о том, в какой манере это было сказано. Если я выразился несправедливо, я всегда готов раскаяться. Но если людей оскорбила истина, я просто говорю «в точку». Это попало в нерв, именно туда, куда нужно, чтобы вывести вещи на свет и разобраться с ними согласно Библии.

Теперь, когда написана такая статья, только спустя какое-то время нужно будет снова обращаться к проблеме психологии и влиянию консультантов и психологов. Я ценю глубокую статью Гари и ценю возможность добавить свой взгляд. Я молюсь, чтобы мы все думали об этом больше и обсуждали эту тему. Профессиональное консультирование и профессиональные консультанты могут много нужного предложить нам в церкви. Но даже хорошие вещи при неправильном применении или неправильном восприятии имеют потенциал негативного эффекта. С Божьей помощью давайте убедимся, что все конструктивное полностью применено, а все негативное полностью исключено.

Перевод: Мария Ляшенко
Источник: www.kievchurch.org

Добавить комментарий

Subscribe without commenting

Чтоб получать новые статьи сразу на свою почту, введите сюда свой e-mail:

Ваш e-mail надежно защищен. В каждом выпуске есть ссылка чтоб отписаться.

118 популярных уроков из Библии в алфавитном порядке:
1. 12 причин, почему Иисус Христос пришел на Землю
2. 209 имен Иисуса Христа
3. 300 задокументированных эпизодов жизни Иисуса Христа в хронологической последовательности Евангелий (гармония)
4. 50 причин, по которым Христу надлежало пострадать и умереть
5. Апологетика и христианское мировоззрение
6. Бесы и суеверия: вся правда о "нечисти", ч. 1
7. Библия и нетрадиционная сексуальная ориентация
8. Библия против олигархов или гимн среднему классу
9. Божество Иисуса Христа
10. Божье Слово о нашем жительстве на небесах
11. Большие пророки и писатели-романисты
12. Брак, развод и повторный брак
13. Бытие и Новый Завет (изучение Библии)
14. Вера героев Бытия
15. Вера и сомнение
16. Вера
17. Видео: Вручи себя Христу (видео)
18. Вспоминайте жену Лота
19. Выход Авраама. Какова должна быть реакция на Божьи призывы
20. Давид и Езекия - безоглядность веры
21. Давид: сердце любящее Бога
22. Двенадцать силлогических доказательств, подтверждающих существование Бога
23. Десятина в новозаветное время
24. Дневник Иеремии
25. Домашняя церковь
26. Евангелие от Иоанна (комментарии)
27. Евангелие от Луки (комментарии)
28. Евангелие от Марка: Профессионализм авторов евангелий и реакция читателя на действие
29. Евангелие от Матфея (комментарии)
30. Евангелия об отношениях с Иисусом. Тайная вечеря
31. Зависть
32. Знакомство с апостолами
33. Иов
34. Исайя: стоя у подножия
35. Исповедь
36. Истории жизни + уроки: ..и пришел Ангел...
37. Как использовать апологетику в евангелизации
38. Как практически созерцать Господа Бога
39. Как слышать голос Бога?
40. Книги об Иисусе Христе
41. Когда 1 не равен 1
42. Конец света: "Мания 2012"
43. Корова цвета крови
44. Красота Библии спасет мир
45. Крещение младенцев: есть ли основание в Библии?
46. Крещение: Приведите дорогу в порядок - едет царь!
47. Крещение: рассмотрим доктрину
48. Личные отношения с Богом (аудио-семинар, 17 часов)
49. Личные отношения с Богом. Часть 1-я: Ценность личных взаимоотношений с Богом
50. Любовь (аудио-семинар, 7ч 54мин)
51. Многократно и многообразно
52. Молитвы Авраама
53. Муж скорбей и изведавший болезни, часть 2
54. Наблюдай и будь спокоен
55. Настоящая религия: Забота о бедных
56. Наша награда (урок из Библии)
57. Наши ожидания и наши представления
58. Не такой уж Ветхий (изучение Библии)
59. Нечистота (изучение Библии)
60. Ножницы (урок из Библии)
61. Отказ от самостоятельности
62. Откровение Иоанна. Апокалипсис. часть 1
63. Откровение Иоанна. Апокалипсис. часть 2
64. Отношения с Богом: Любовь к Богу
65. Панки Ветхого Завета
66. Пасха (1)
67. Пасха (2)
68. Пасха! Христос воскрес!
69. Пасха: 1-е воскресенье после Пасхи
70. Истинное значение Пасхи: Почему эта ночь такая особенная?
71. Песни Песней (изучение)
72. Песни Песней (аудио-урок)
73. Петр и ветхозаветные пророки>
74. Подтверждение достоверности Евангелий
75. Поиграем в Бытие
76. Покрытие головы (изучение Библии)
77. Послание евреям
78. Послания – эпистолярный жанр Библии
79. Последствия зла в нашем мире
80. Почему Иисус Христос пришел на землю
81. Поэтика Асафа (изучение Псалмов)
82. Прекрасное далеко
83. Притча о двух должниках
84. Притчи о богаче и Лазаре, и о девах со светильниками
85. Притчи
86. Проблема зла и существование Бога
87. Пророки среди нас
88. Пророки: Поэзия и проза
89. Пророчества об Иисусе Христе и факты их исполнения
90. Просить большего
91. Псалом 106
92. Псалом 150 или "продолжение следует"
93. Псалом 31 и 50
94. Псалом 35
95. Псалом 39
96. Псалом и молитва Иисуса Христа
97. Рабство (изучение Библии)
98. Свой среди чужих, чужой среди своих
99. Семья лидера нации
100. Сколько денег тебе нужно?
101. Служение: Илия и Елисей
102. Спасение и грех в жизни христианина (видео)
103. Стабильность эпохи Соломона (изучение Библии)
104. Суббота (изучение Библии)
105. Тайна последней трубы
106. Твой подарок для Него
107. Толковании Библии
108. Умереть и Воскреснуть со Христом, часть 1
109. Учителя и пророки
110. Христианское радио прослушать online
111. Христианство и психология, часть 1
112. Целенаправленная молитва, усиленная постом
113. Человек, которого Господь дал нам в пример
114. Что происходит после смерти?
115. Чудеса, публично совершенные Господом Иисусом Христом
116. Я говорю Иисус - подразумеваю небеса, говорю небеса - подразумеваю - Иисус
117. Язык Второзакония
118. Языческое наследие (поэма)



Пожертвуйте, пожалуйста, на развитие проекта >

• Copyright © 2011-2016г. Все материалы сайта авторские, защищены и разрешены к копированию только с активной ссылкой на страницу текста.
Поделиться на Facebook Поделиться
Загружается...
Поделиться на Twitter Tweet
Загружается...
Поделиться на Google Plus Поделиться
Загружается...
Поделиться на Pinterest Поделиться
Загружается...
Поделиться на Linkedin Поделиться
Загружается...
Поделиться на Delicious Поделиться
Загружается...
Поделиться на Vkontakte Поделиться
Загружается...
Версия для печати Печать