Вместе с положительными качествами царя Давида — смелостью верностью, заботливостью и мягкостью, в нем уживаются отрицательные качества царя Давида — изворотливость, хитрость, самооправдание.
Всякий раз, когда он склоняется к греху, в нем происходит сильная внутренняя работа, которую он честно описывает в этих стихах, не пытаясь ничего загладить или смягчить:
Псалом 35:1-5 —
Сложно отделаться от мысли, что во многих своих псалмах, говоря о беззаконном или нечестивом в единственном числе, он имеет в виду самого себя в первую очередь, хорошо зная сам себя.
Момент от приказа привести к себе Вирсавию до распоряжения убить Урию — разве не относятся вышеприведенные стихи к самому Давиду в тот момент? Он не был беззаконным, знал Господа — но вел себя как беззаконный.
Эта тема — поведение людей Бога в момент, когда грех господствует над ними, а не они над ним — очень актуальна для Псалтири, можно сказать, одна из основных тем.
Люди в Библии — реальные, живые, они такие же сложные и неоднозначные, как и все мы. Чудесным образом проявившая себя в каждом из них в какой-то момент времени вера начинает оказывать свое влияние на мысли, чувства, ценности, реакции, планы и мечты человека — но при этом он сам не становится чем-то совершенно иным.
Самое удивительное в Библии — что мы остаемся те же, но при этом ведем себя так, будто это не мы, а совершенно другие люди. В нас появляется неведомый прежде источник внутренней энергии, необходимый для такого поведения.
Вера как сознательно взятая цель на всю жизнь делает нас праведными в глазах Бога — но не снимает проблем греха. Грех, как поведенческие сценарии, является неотъемлемой частью нашей личности — с этим фактом приходится иметь дело каждый день.
Мы — спасенные грешники, причем одинаково важны обе части этого словосочетания. Стоит недооценить вторую часть — и мы перестанем быть адекватными для Бога, людей и для самих себя, превратившись в нереальных лицемеров.
Так здорово, что кровь Иисуса постоянно вымывает из нас последствия грехов, которые мы совершаем, будучи с Богом — но это происходит именно потому, что мы в контакте со своими грехами, мы имеем с ними дело, с фактом их присутствия в нас, с причинами их существования, мы открыты об этом 1) с собой 2) с Богом 3) с людьми. Именно этому учит Псалтирь.
Псалом 35:1-5 — сравним с Римлянам 3:9-19 —
Давид жил в стране, где весь народ знал закон. Язычники, жившие среди иудеев, были “тише воды ниже травы”. Слова о бедах от беззаконных, постоянно встречающиеся в монологах авторов Псалтири — это не о язычниках, это о людях Бога, о них самих, о тех, к кому обращено Писание, кто знает закон, но грех в какие-то моменты любит больше, чем заповеди. Т.е. о всех нас.
Рим 7:21-23 —
— любой человек, открывший для себя притягательность Божьего учения, в какой-то момент оказывается перед дилеммой — Его словно разрывает на 2 части. И каждый из нас в какой-то момент выбирает грех. То, что происходит с нами потом — в этом и состоит разница между беззаконными и праведными. Внешне, по факту, все согрешили. Но Бога интересует то, что происходит в сердце, та борьба, что разворачивается там, внутри, невидимая никому, кроме Него — Евр 4:12-13 —
Праведник находит силы посмотреть на Бога — Пс 35:6-13 —
и начинает двигаться на дне своей ямы, ползти, приподниматься, вставать на ноги — в молитве, потом в действиях.
Далеко не всегда, описывая свое духовное состояние, авторы псалмов говорят от первого лица — это художественные произведения, рассчитанные на многократное исполнение в различных обстоятельствах, а не непосредственная исповедь.
Т.е. авторы псалмов используют свой собственный внутренний опыт как материал для духовного и художественного осмысления. Главное для них — показать полную картину внутренней духовной борьбы, ее причину, ее цель и конечную победу, которая обязательно приходит, если черпаешь силы в Боге, а не в самом себе.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >