Культовый детский фильм оказался пророческим. Мало кто из смотревших его, затаив дыхание, обладал достаточным опытом и языковым чутьем, чтобы обратить внимание на слова в песне: «Прекрасное далеко, НЕ БУДЬ КО МНЕ ЖЕСТОКО».
Такое прекрасное будущее, показанное в фильме, скорее вызывало чувство острого сожаления – ну почему не мне предстоит жить в это время? Понятно, что это образ, выдумка, но ведь за ней – мысль, что и в реальности будет что-то прекрасное..
Припев в песне фильма напоминает мольбу: далеко – будущее – может оказаться жестоким, при всей своей красоте..
Даже в Ветхом Завете Господь – суров, но не жесток. Жестока реальность, а Он не пудрит мозги красивыми картинками, а честно предупреждает об этом. О том, с чем столкнемся мы или наши потомки.
Одна из моих любимых притч Тимура Зульфикарова:
«У Ходжи Насреддина спросили:
— Почему ты садишься на осла задом наперед? Спиной к голове осла, лицом к хвосту?..
— Потому что вокруг меня, в настоящем, такая ночь, такая кровь, такая тьма, такое рабство, такая нищета, что мой взор невольно устремляется назад, в прошлое, где бродят все великие Пророки…
Там вечная жизнь… а вокруг меня – тленная, суетная…
Только мой осел глядит в будущее…
Только осел глядит в будущее, алчет, ищет будущего… верит в будущее..»
Почему «не будь ко мне жестоким» оказалось пророчеством, вряд ли нужно пояснять тем, кто посмотрел премьеру фильма, будучи ровесниками персонажей.
Перекличка поэтов:
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
(И.Бродский)
Осмотришься, какой из нас не свалян
Из хлопьев и из недомолвок мглы?
Нас воспитала красота развалин..
(Б.Пастернак)
Мне по душе подход Господа Бога – Он говорит о том, что ожидает всех, но при этом оставляет надежду.
Бытие 15:13-16 —
«Твои правнуки станут рабами и умрут в рабстве, и 3 поколения родятся и умрут, не увидев в жизни ничего, кроме нищеты, жестокости и бесконечной тяжелой работы».
Это Он говорит Аврааму в ответ на моление того о потомстве. «Да, потомство у тебя будет, но – вот его судьба в ближайших поколениях. Ты по-прежнему хочешь наследника?»
Хотим ли мы счастливой жизни для своих детей, внуков, правнуков? Захотели бы мы рожать детей, узнав о будущем своих потомков то, что узнал Авраам?
Как можно отреагировать на такую картину будущего?
Можно так –
Исаия 39:5-8 —
«После меня – хоть потоп» первым озвучил не Людовик, а Езекия. Пусть он даже не высказал эти слова, но мысль была именно такой. «Главное – моя жизнь пройдет в тишине и благополучии, а то, что ожидает мое потомство – это их судьба, их проблемы».
Вряд ли Авраам продолжал молить Бога о потомстве, узнав о его судьбе, потому что его отношение было таким же. Я верю, что для него главным было только одно – Его Господь будет рядом с каждым из его потомков в самые тяжелые времена. Это – причина, по которой он все равно хотел родить детей в этом мире, зная, что их «воспитает красота развалин».
Господь еще пожалел Авраама, не открыв ему всего – что переходное состояние будет продолжаться 40 лет, что еще поколение умрет в песках, что последующие поколения, уже живя в обетованной земле, испытают такие ужасы, что бедствия египетского плена померкнут в сравнении с ними..
Будущего недостаточно.
Старого, нового мало.
Нужно, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты встала.
(Пастернак)
2-е Коринф. 6:2 —
Вот все, что Авраам знал, все, что для него имело значение – вся полнота Бога дана ему сегодня и сейчас, на уровне личных отношений. И этот подарок будет предложен каждому из потомков – кто захочет, возьмет его. Все остальное не имеет значения. Вот мотив рожать детей в разваливающемся мире. Есть надежда. Все равно есть.
автор: Михаил Калинин
• Об авторе >
• Все публикации Михаила Калинина >